Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Преподобный Андрей Рублев: мир взаимопроникновения святости и творчества.

Тамарова Ю. С.

Имя преп. Андрея Рублева стало олицетворением древнерусского искусства. Чудным иконописцем, сподобленным благодати, назвал его писатель XV века Иосиф Волоцкий. Культурно-исторический образ Андрея Рублева предстает выразителем «духа времени». Свет, который ему открылся, который он познал в своей аскезе, он доносит в своих иконах. Его биография и житие, святость и ее проявление в творчестве и в отношении к миру, представления о человеке и их выражение в искусстве, слиянность монаха и художника дают нам почувствовать всю глубину его понимания человеческой души и русского характера.

Знакомство с житием Андрея Рублева позволяет постичь основы его иконописи-живописи. В догмате об иконопочитании есть важное откровение: культура и искусство являются проводниками веры. О вере можно не только говорить и проповедовать; ее можно выражать искусством. В этом - искупление культуры. Но не всякая культура может отображать веру. Согласно Иоанну Мейендорфу, исторически существующее христианское искусство являлось колоссально успешным выражением веры. Иконы Рублева - лучшие апологеты Православия. Флоренский писал, что если есть Троица Рублева, то есть Бог.

Рублев - выразитель народного идеала, народного миросозерцания. Он не просто его выражает, он его формирует. «Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. И этот неизъяснимый мир струится широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева» (Флоренский).

Задача художника - отображать и оценивать действительность. Путь монаха - внутреннее, духовное самоуглубление. Поражает контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов, созданных Рублевым.

В обстоятельствах крайних, безысходных (набеги, междоусобицы, пожары, эпидемии и т.д.) художник предстает наделенным внутренней свободой и верой в братство людей, в возможность их единения в чистоте и добре. При этом свобода и вера оказываются не только личным его достоянием, но всеобщим обретением. Эти идеалы, выраженные преподобным, были выстраданы народом. Сама Русь предстает как святыня в его иконах и фресках! По словам исследователей, в Рублеве проявляется творящая духовная энергия такой мощи, что жестокий и мрачный мир истории претворяется в его иконах в красоту, излучающую свет и гармонию. Андрей Рублев показал, что искусство может передавать присутствие и действие Божественного Провидения в мире через его связь с внутренним опытом человека.

Русь Святая не в том смысле, что она по жизни высока, а потому, что ее идеал - быть святой (Бердяев). Поэтому ей нужно дорожить заветами предков, хранить свои жизненные основы, держаться святой православной веры, ибо потерять все это - значит, потерять и свой идеал - святость (епископ Арсений).

В иконах Андрея Рублева нам открывается смысл святости, особый духовный мир. Иконописцы творили с молитвой и видели в своем искусстве службу Богу. Художественное творчество как высшая форма деятельности только в исключительно редких случаях достигало той полноты и совершенства, к которым оно подспудно всегда стремилось. Но высочайшие достижения искусства всегда были связаны с очищением души, именуемым в православии Преображением.

Андрей Рублев благодаря своей чистой и целомудренной жизни, сложившемуся за годы монашества мироотношению - радостному, прощающему, миро- и богоутверждающему - находит для нас, зрителей, Бога в самой окружающей нас жизни, там, где до него видели только источник великого страха перед Господом (Феофан). Иконы Рублева становятся выражением всей русской жизни, содержательным, насыщенным рассказом о ней, обо всех ее характерных особенностях, о породившей их причине - русской духовности.

Чтобы раскрыть значение русских духовных ценностей, нужно изучить внимательно русскую традицию, то, что насыщает культурную атмосферу жизни русского народа, саму его жизнь. Святые нередко предстают в ореоле недоступности, отстраненности от жизни, а здесь мы сначала видим художника, а затем приходим к тому, что он был одновременно и святым - так создается дополнительная возможность для того, чтобы ощутить близость, доступность и насущность образа святости для каждого человека.

В жизни святых ярче всего выражается национальный дух. Русский святой - сын особого народа, имеющего свой особенный исторический путь, определенный его происхождением, культурой и землей, на которой он живет (И. Кологривов).

Рублев выразил важнейшие черты русского характера: духовный максимализм, жажду преображения и преобразования мира ради возможности быть причастником всеобщего спасения, просветленность, идею всепрощения. Русское благочестие, русская духовность и сегодня черпает из этого источника - идеалов святости, и святой она остается не в силу морального совершенства, а потому, что идеал святости составляет для нее высшую ценность.

Обращение к творчеству и духовной биографии прп. Андрея Рублева помогает понять и сущность самой святости. Святой - тот, кто исполнил предназначение человека. То, что прп. Андрей Рублев сделал это высочайшим образом, никто не может оспорить. Святой обладает духовными дарами. Оценить величие и чудо Рублева можно только тогда, когда почувствуешь, что ему было дано, даровано изобразить и Русь, обесчещенную и изнуренную столетиями татаро-монгольского ига и междоусобиц, и сокровенную беседу трех кротких ангелов - ипостасей единого Божества. Мог ли человек, не достигший святости, создать творение изумительной духовной высоты, могла ли она ему открыться и через него - зрителям?

Как иконописец-святой Рублев стал выразителем Чуда - чуда каждого конкретно-исторического или вечного события, описанного им в его фресках и иконах (Сретение, Преображение), чуда явления Божества в самом мире, чуда, которому имя - Россия, святая Русь.

В несовершенном, но жаждущем совершенства мире отечественной культуры так нужны исконные образцы - образы русской православной святости. Обращение к ним - это возможность всестороннего и глубокого осмысления древнерусского искусства эпохи XIV-XV веков как источника и основы современной русской культуры. Необходимо и сегодня, в эпоху вновь набирающих силу гуманистических тенденций, обратиться к опыту национальной православной культуры, к ее воззрениям на человека и на русское общество.

Уникальность иконописи прп. Андрея Рублева как явления в русской культуре состоит в том, что редко мы сталкиваемся с тем, что непосредственно являлось бы продолжением святого, говорило от его имени, раскрывало для нас его душу. В истории и русского искусства, и русской церкви это практически беспрецедентный пример, когда мы можем опереться на художественное воплощение идей святого, стать причастниками духовного сияния, им постигаемого.



Старый стиль 12Июль вторник Новый стиль) 25Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Прокла и Илария (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Михаила Малеина (962). Мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев. Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56 . Лит. - 1 Кор., 144 зач., X, 5-12. Мф., 66 зач., XVI, 6-12. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12). "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской", сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться. Молитвы Ин тропарь преподобного Арсения Новгородскогоглас 4Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша. Кондак мучеников Прокла и Иларияглас 4Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша. Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоаннаглас 2Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне. Ин тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Михаиле, дух твой. Кондак преподобного Михаила Малеинаглас 2Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Симона Воломскогоглас 4От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость. Кондак преподобного Симона Воломскогоглас 8Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 4Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 3Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 8Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний. Службы12 июля: Мучеников Прокла и Илария. Преподобного Михаила Малеина. 12 июля: Иконы Пресвятой Богородицы Троеручица Сайты приходов:Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь с. Макарьево (Лысковская и Лукояновская епархия) Храм Иконы Божией Матери Казанская в Хмелёвке пос. Васильсурск (Лысковская и Лукояновская епархия) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев (Костромская епархия) Собор Покрова Пресвятой Бог
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11150 c.