Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Преподобный Андрей Рублев: мир взаимопроникновения святости и творчества.

Тамарова Ю. С.

Имя преп. Андрея Рублева стало олицетворением древнерусского искусства. Чудным иконописцем, сподобленным благодати, назвал его писатель XV века Иосиф Волоцкий. Культурно-исторический образ Андрея Рублева предстает выразителем «духа времени». Свет, который ему открылся, который он познал в своей аскезе, он доносит в своих иконах. Его биография и житие, святость и ее проявление в творчестве и в отношении к миру, представления о человеке и их выражение в искусстве, слиянность монаха и художника дают нам почувствовать всю глубину его понимания человеческой души и русского характера.

Знакомство с житием Андрея Рублева позволяет постичь основы его иконописи-живописи. В догмате об иконопочитании есть важное откровение: культура и искусство являются проводниками веры. О вере можно не только говорить и проповедовать; ее можно выражать искусством. В этом - искупление культуры. Но не всякая культура может отображать веру. Согласно Иоанну Мейендорфу, исторически существующее христианское искусство являлось колоссально успешным выражением веры. Иконы Рублева - лучшие апологеты Православия. Флоренский писал, что если есть Троица Рублева, то есть Бог.

Рублев - выразитель народного идеала, народного миросозерцания. Он не просто его выражает, он его формирует. «Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. И этот неизъяснимый мир струится широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева» (Флоренский).

Задача художника - отображать и оценивать действительность. Путь монаха - внутреннее, духовное самоуглубление. Поражает контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов, созданных Рублевым.

В обстоятельствах крайних, безысходных (набеги, междоусобицы, пожары, эпидемии и т.д.) художник предстает наделенным внутренней свободой и верой в братство людей, в возможность их единения в чистоте и добре. При этом свобода и вера оказываются не только личным его достоянием, но всеобщим обретением. Эти идеалы, выраженные преподобным, были выстраданы народом. Сама Русь предстает как святыня в его иконах и фресках! По словам исследователей, в Рублеве проявляется творящая духовная энергия такой мощи, что жестокий и мрачный мир истории претворяется в его иконах в красоту, излучающую свет и гармонию. Андрей Рублев показал, что искусство может передавать присутствие и действие Божественного Провидения в мире через его связь с внутренним опытом человека.

Русь Святая не в том смысле, что она по жизни высока, а потому, что ее идеал - быть святой (Бердяев). Поэтому ей нужно дорожить заветами предков, хранить свои жизненные основы, держаться святой православной веры, ибо потерять все это - значит, потерять и свой идеал - святость (епископ Арсений).

В иконах Андрея Рублева нам открывается смысл святости, особый духовный мир. Иконописцы творили с молитвой и видели в своем искусстве службу Богу. Художественное творчество как высшая форма деятельности только в исключительно редких случаях достигало той полноты и совершенства, к которым оно подспудно всегда стремилось. Но высочайшие достижения искусства всегда были связаны с очищением души, именуемым в православии Преображением.

Андрей Рублев благодаря своей чистой и целомудренной жизни, сложившемуся за годы монашества мироотношению - радостному, прощающему, миро- и богоутверждающему - находит для нас, зрителей, Бога в самой окружающей нас жизни, там, где до него видели только источник великого страха перед Господом (Феофан). Иконы Рублева становятся выражением всей русской жизни, содержательным, насыщенным рассказом о ней, обо всех ее характерных особенностях, о породившей их причине - русской духовности.

Чтобы раскрыть значение русских духовных ценностей, нужно изучить внимательно русскую традицию, то, что насыщает культурную атмосферу жизни русского народа, саму его жизнь. Святые нередко предстают в ореоле недоступности, отстраненности от жизни, а здесь мы сначала видим художника, а затем приходим к тому, что он был одновременно и святым - так создается дополнительная возможность для того, чтобы ощутить близость, доступность и насущность образа святости для каждого человека.

В жизни святых ярче всего выражается национальный дух. Русский святой - сын особого народа, имеющего свой особенный исторический путь, определенный его происхождением, культурой и землей, на которой он живет (И. Кологривов).

Рублев выразил важнейшие черты русского характера: духовный максимализм, жажду преображения и преобразования мира ради возможности быть причастником всеобщего спасения, просветленность, идею всепрощения. Русское благочестие, русская духовность и сегодня черпает из этого источника - идеалов святости, и святой она остается не в силу морального совершенства, а потому, что идеал святости составляет для нее высшую ценность.

Обращение к творчеству и духовной биографии прп. Андрея Рублева помогает понять и сущность самой святости. Святой - тот, кто исполнил предназначение человека. То, что прп. Андрей Рублев сделал это высочайшим образом, никто не может оспорить. Святой обладает духовными дарами. Оценить величие и чудо Рублева можно только тогда, когда почувствуешь, что ему было дано, даровано изобразить и Русь, обесчещенную и изнуренную столетиями татаро-монгольского ига и междоусобиц, и сокровенную беседу трех кротких ангелов - ипостасей единого Божества. Мог ли человек, не достигший святости, создать творение изумительной духовной высоты, могла ли она ему открыться и через него - зрителям?

Как иконописец-святой Рублев стал выразителем Чуда - чуда каждого конкретно-исторического или вечного события, описанного им в его фресках и иконах (Сретение, Преображение), чуда явления Божества в самом мире, чуда, которому имя - Россия, святая Русь.

В несовершенном, но жаждущем совершенства мире отечественной культуры так нужны исконные образцы - образы русской православной святости. Обращение к ним - это возможность всестороннего и глубокого осмысления древнерусского искусства эпохи XIV-XV веков как источника и основы современной русской культуры. Необходимо и сегодня, в эпоху вновь набирающих силу гуманистических тенденций, обратиться к опыту национальной православной культуры, к ее воззрениям на человека и на русское общество.

Уникальность иконописи прп. Андрея Рублева как явления в русской культуре состоит в том, что редко мы сталкиваемся с тем, что непосредственно являлось бы продолжением святого, говорило от его имени, раскрывало для нас его душу. В истории и русского искусства, и русской церкви это практически беспрецедентный пример, когда мы можем опереться на художественное воплощение идей святого, стать причастниками духовного сияния, им постигаемого.



© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05119 c.