Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

23.04.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

04.04.2018 | СОБРАНИЕ ПОМОЩНИКОВ БЛАГОЧИННЫХ ПО ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОШЛО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Развитие «соборного характера» русского мышления.

Колесова И.С.

Одной из доминантных тем русской философии является учение о соборности. Его истоки восходят к античному всеединству, православной догматике и византийской патристике. Русским философским дискурсом создано множество оригинальных интерпретаций, разнообразных дефиниций идеи соборности. Однако свое идеальное воплощение соборность получила не в философии, а в образах русского православного искусства, связанного с аскетической практикой. Специфический способ «философствования образами» на Руси объясняется, прежде всего, тем, что «духовно-культурное соприкосновение с Византией и с греческой стихией было уже вторичным, через борьбу стихий и влияний, болгарских и греческих» [1.5]

О. Б. Йонайтис отмечает, «что многие концепции и переводы античных авторов приходили из Болгарии, с которой Русь имела тесные экономические, политические и культурные связи» [2.28].

Благодаря славянским просветителям в культурный оборот Древней Руси смогли попасть Священное писание, Четьи-Минеи, Шестоднев, произведения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и др. [4.24-25].

А. И. Абрамов [4] выделяет в болгарском влиянии на философскую культуру русского средневековья два мощных потока. Философской основой первого были сочинения Иоанна Дамаскина, Иоанна Экзарха Болгарского, Климента Охридского.

Философским содержанием второго болгарского влияния был христианизированный платонизм и неоплатонизм «Ареопагетик» Псевдо-Дионисия, «Диоптры» Филиппа Пустынника, а также исихастская идеология Афона.

«Воззрения античных мыслителей приходили на Русь в трансформированном - через богословские и философские концепции Византии - виде» [2.37].

В результате, как отмечает современный ученый А.Г. Тихолаз, идеи апофатического богословия попали в интеллектуальную неискушенную народную среду.

После ареопагетической прививки, ведущей к мистическому богопознанию, «русские отцы Зосимы» буквально приняли выводы Дионисия Ареопагита за практическое руководство к действию, погрузились в божественный мрак, просидев в нем до XIX века, оставив потомкам лишь сомнительное утешение в нетвердом убеждении в том, что родные «немолствующие» философичней схоластических краснобаев, «калики перехожие» мистичнее Бонавентуры, а «умозрение в красках» метафоричнее всего опыта западного христианского умозрения. «Дионисий Ареопагит еще не родившуюся русскую мысль контузил, а Григорий Палама - добил» - заключает свою тираду А. Г. Тихолаз [5.52-53].

На наш взгляд такая точка зрения не бесспорна, резка и, опираясь на авторитет С.С. Аверинцева, можно возразить так: «...обозначение древнерусской культуры как «молчащей» слишком размашистое и огульное,... не в трактатах, а в иконах, не в рассуждениях и доказательствах, а в зримых явлениях красоты - достаточно строгой, твердой и прозрачной, чтобы пропускать свет духовного смысла, - приходится искать центральные идеи древнерусской культуры.

Русь действительно не знала школьной философии. Ее роль взяла на себя «каменная схоластика», по выражению Э. Панофски, но именно это обстоятельство в соединении с напряженной подспудной работой ума, наделило икону совершенно особенными функциями.

Философствование на Руси осуществлялось в формах иконописания, принимающего на себя дополнительную нагрузку, даже в сравнении с иконописанием византийским, более богатым, но менее сосредоточенным» [6. 604-606].

В размышлениях С.С.Аверинцева можно найти ответ на вопрос почему повышенный интерес к вопросам абстрактной вероучительной мысли остается в мире православия по большей части греческой специальностью.

Греческое православие начинало с того, что на заре своего существования «ковало» формулы Символа веры. Византийская страсть к догматическому умозрению, испытав влияние Платона и Аристотеля, Плотина и Прокла, апостольской эпохи и ранних отцов Церкви, сформировала византийский богословский стиль, технически скрупулезную точность в рассуждениях.

Что касается русской православной культуры, то она не унаследовала «византийских навыков догматических контроверз», не научилась «полемизировать с достаточно яркой артикуляцией противолежащих друг другу тезисов». Одна из причин такого положения, на взгляд С.С. Аверинцева, в том, что « вплоть до эпохи св. Иосифа Волоцкого, на Руси не было достаточно серьезных проблем с ересями» [6.604-606].

Русская православная мысль сосредоточилась не столько на теоретическом принятии византийского богословия, сколько на стремлении к развитию «вкуса православного» (П. Флоренский) в стиле поведения, телодвижений, сакрального искусства, духовного красноречия молитв, песнопений и проповедей.

Смею предположить, что самостоятельная разработка иконографического образа Софии, который о. Павел Флоренский назвал «первым символом русского духа», связана с тем обстоятельством, что в массе своей русское общество не было готово воспринять византийское богословие.

Присутствие Софии, вероятно, и связано с адаптацией византийской теории к русскому православию, отражая его специфичность.

Конкретный образ Софии, соотносимый в русском религиозном сознании с Землей-Матерью, оказался для русского народа более понятным, чем богословски отрефлексированный византийскими мыслителями, умопостигаемый Бог-Троица.

Поэтому в Древней Руси особо почиталась Богородица, которая отождествлялась с Софией Премудростью Божией, несущей миру божественный замысел о соборном единстве мира.

Для того, чтобы яснее выделить специфику русско-православного философствования и понимания того, почему в русском типе богословской и философской рефлексии, понятие соборность, стало одним из ключевых, мы обязаны подчеркнуть, что, несмотря на огромное влияние патристики и на западную и на восточную христианские ойкумены, отношение к патристике на Западе иное, чем в русском православии.

«И Августин, и псевдо-Дионисий исходят из неоплатонической онтологии и христианской идеи Церкви. Но для Августина Церковь - это «странствующий по земле» бездомный и страннический град, находящийся в драматическом противоречии с земным градом и в драматическом нетождестве своему же собственному зримому облику (потому что многие его враги внешне принадлежат к нему). Для псевдо-Дионисия Церковь - это иерархия Ангелов и непосредственно продолжающая ее иерархия людей, это отражение чистого света в весьма ясных и незамутненных зеркалах, это строгий распорядок таинств; о драматизме, о проблемах, о противоречиях не приходится и говорить» [8.620].

Запад увидел в патристике теоретическую основу теологии. Используя язык и понятия эллинской метафизики, соответственно, он квалифицирует ее как эллинизацию христианства. На Западе качественное развитие вероучения достигалось путем выработки новых теологических построений, на базе рационализма, потому философия становится важным инструментом богопознания.

На Востоке развитие вероучения встало на путь углубления в содержание уже имеющегося Символа веры, которое не может опираться на разум. Потому русским православным сознанием не был востребован язык теоретического мышления, язык понятий.

Преобладание иррациональных тенденций в богословии не давало четких однозначных определений по многим спорным вопросам.

Аргументом истинности того или иного тезиса становилась не логическая доказательность, а его распространенность в «церковной ограде». Эти обстоятельства способствовали развитию «соборного характера» русского мышления.

Русская православная богословская традиция исходит из того, что догматические истины не могут быть рационально выражены в рациональной форме. Православие показывается, но не доказывается. Этот же «показ» предполагает обращение не столько к разуму человека, сколько к его сердцу, которое понимается как «средоточие духовной жизни»[7.8]

В силу таких особенностей русского православного мышления, философия не выделяется в самостоятельную сферу знания, ибо философские идеи излагаются не столько в словесной форме, сколько в символической.

В русской традиции важнейшее значение приобретает «символическое» выражение мыслей путем литургического творчества храмовой архитектуры, иконописи, духовных песнопений [8.97]

Основной акцент на Руси делается не на теоретическом рассуждении, а на духовной практике. Русское сознание в большей степени восприняло религиозную аскетику, исихазм, но не теоретическую рефлексию исихазма, ибо в русском православии «никогда не смотрели на патристику, как на чисто теоретическую эллинизированную речь...» [9.292].

Помимо теоретического текста патристики, создавался еще и практический жанр аскетики, то есть школа духовной практики христианства. При этом аскетика создавала и свою речь, которая постепенно восходила от практически-прикладного характера к развитому мистико-деятельному дискурсу, что несколько позднее получило имя мистического богословия. Потому глубинное понятие о соборности существовало в формах монашеской практики, в русском православном искусстве. Наилучший путь понимания православной духовности - через монашество. «Православие нельзя правильно понять вне связи его с аскетикой. Аскетика отыскивала и созидала способ и строй жизни, который всецело был осуществлением христианского отношения к Богу, осуществлением чистой устремленности ко Христу и единения с Христом. В связи с аскетикой проявляется аутентичная новозаветная религиозность» [9.24], оформляется своеобразное понимание идеи соборности в русском православии.


Литература:

1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1988.
2. Йонайтис О.Б. Византия и Русь: развитие философских традиций. Екатеринбург, 2002.
3. Экономцев И., игумен. Православная Россия. М., 1992.
4. Абрамов А.И. Философия в духовных академиях. Традиции платонизма в русской духовно-академической философии // Вопросы философии. 1997. № 9.
5. Тихолаз А. Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии. Киев, 2003.
6. Аверинцев С.С. Собр. соч. София - Логос. Словарь. Киев, 2006.
7. Шапошников Л.Е. Своеобразие отечественного философствования // Путь России: ценности и святыни. СПб-Н.Новгород. 1995.
8. Об органичности такого способа философствования свидетельствует и оценка православия с эстетической точки зрения. Послы князя Владимира не увидели «красоты никакой» в западном богослужении. Напротив, византийское богослужение приводит их в восторг: «нет на земле такого зрелища и красоты такой» // Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас, 1993. С. 97.
9. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб, 2000.



Старый стиль 11Май среда Новый стиль) 24Май Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Мокия (ок. 295). Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Совершается всенощное бдениеМефодия (885) Совершается всенощное бдениеи Кирилла (869), учителей Словенских. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомРавноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Деян., 41 зач., XVIII, 22-28. Ин., 43 зач., XII, 36-47. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47). "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему. Молитвы Тропарь священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 6Подвигом добрым подвизався,/ жизнь твою страданиями за правду увенчав,/ преселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Святыя Троицы,/ моли, святителю Иосифе,/ граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися. Кондак священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 2Яко звезда пресветлая,/ возсиял еси, святителю Иосифе, во Астрахани,/ идеже родился и воспитался еси/ и за верность Богу и властем законным мученическую смерть приял еси./ Мы же, чтуще страдания твоя, зовем ти:/ святителю Иосифе, от мятежников убиенный,/ моли Христа Бога о душах наших. Тропарь равноапостольных Мефодия и Кириллаглас 4Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша. Кондак равноапостольных Мефодия и Кириллаглас 3Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших. Кондак на молебне равноапостольного Кириллаглас 2Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе. Ин кондак на молебнеглас 2Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу. Величание Величаем вас,/ святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле,/ вся словенския страны/ ученьми своими просветившия// и ко Христу приведшия. Тропарь священномученика Мокияглас 4И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Мокие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Мокияглас 8Вооружився щитом веры,/ нечестивых ополчения стерл еси, священномучениче,/ и венец от Христа взял еси, Мокие,/ тем и, со Ангелы радуяся, спасай от бед поющия тя,/ моля непрестанно о всех нас. Тропарь святителя Никодима, архиепископа Сербскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Никодиме,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Тропарь преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерахглас 1Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение. Кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерахглас 4Явился еси древним отцем ревнитель,/ в темней пещере светлым житием ясно просияв,/ и озарил еси сердца поющих тя,/ Богомудре отче Софроние. Службы11 мая: Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских 11 мая: Обновление Царьграда. Священномученика Мокия Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Ашхабад Архангельская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских г. Северодвинск Астанайская епархия:Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских пос. Первомайский Белгородская епархия:Храм Святых равноапп. Мефодия и Кирилла г. Белгород Берлинско-Германская епархия:Храм равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских г. Гамбург Великотырновская епархия:Храм свв. Кирилла и Метфодия г. Велико-Тырново Владивостокская епархия:Храм равноапп. Кирилла и Мефодия Учителей словенских г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Кирилла и Мефодия при Владимирском университете г. Владимир Волгоградская епархия:Храм св. Иосифа Астраханского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм во имя Кирилла и Мефодия г. Сальск Воронежская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Воронеж Вяземская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пос. Угра Вятская епархия:Храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла учителей Словенских г. Кирово-Чепецк Горловская епархия:Свято-Кирилло-Мефодиевский храм г. Горловка Губкинская епархия:Храм Кирилла и Мефодия с. Малые Маячки Донецкая епархия:Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Макеевка Екатеринбургская епархия:Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм священномученника Иосифа Астраханского пос. Совет-Квадже Запорожская епархия:Храм в честь Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Запорожье Калачевская епархия:Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Волжский Кемеровская епархия:Храм в честь Кирилла и Мефодия г. Кемерово Курганская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Курган Липецкая епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Матырский г. Липецк Минская епархия:Свято-Духов Кафедральный Собор г. Минск Московская епархия (городская):Храм Кирилла и Мефодия на Дубровке г. Москва Храм Кирилла и Мефодия с. Кутьино Храм Кирилла и Мефодия в Ростокино г. Москва Московская епархия (областная):Храм Кирилла и Мефодия г. Железнодорожный Храм равноапп. Кирилла и Мефодия дер. Конев Бор Кирилло-Мефодиевский храм г. Подольск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Электрогорск Храм Кирилла и Мефодия пос. Оболенск Храм Кирилла и Мефодия на Левобережной г. Химки Мукачевская епархия:Кирилло-Мефодиевский женский монастырь г. Свалява Нарвская епархия:Храм свв. равноап. Кирилла и Мефодия г. Нарва Нижегородская епархия:Храм во имя Святых Кирилла и Мефодия г. Нижний Новгород Одесская епархия:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Одесса Омская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Береговой Пражская епархия:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия г. Прага Пятигорская епархия:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ст. Преградная Россошанская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Новотолучеево Самарская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в Купчино г. Санкт-Петербург Храм свв. равноап. Кирилла и Мефодия, учителей словенских г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саранск Сарапульская епархия:Благовещенский женский монастырь г. Сарапул Саратовская епархия:Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Саратов Сыктывкарская епархия:Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия г. Ухта Тамбовская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Тамбов Казанский мужской монастырь г. Тамбов Тульская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Михалково Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм Кирилла и Мефодия ст. Убинская Уфимская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Уфа Воскресенский собор г. Уфа Харьковская епархия:Храм сщмч. Александра, архиеп. Харьковского г. Харьков Хустская епархия:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия г. Хуст Челябинская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских г. Челябинск Черняховская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Большаково Шадринская епархия:Храм Кирилла и Мефодия с. Шатрово Статьи на Православие.Ru Священномученик МокийМаксимин велел привязать его к двум колесам, которые, вертясь, разры­вали его тело на куски. Кровь святого обильно разливалась по земле, но сам он пел хвалу Богу. Вдруг колеса разбились, и мученик снова появился в трибунале, весь в крови, но невредимый. Образ Кирилла и Мефодия в современной русской МинееВалерий ЛепахинПриближение 1000-летия России в 1862 году усилило в стране интерес к тем, кто стоял у истоков славянской грамоты. Именно тогда было много сделано для прославления святых Кирилла и Мефодия. Епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) составил в память Кирилла и Мефодия новое последование всей службы, при этом он бережно сохранил древний первоначальный текст. Эту службу включили в майскую Минею. Служба была отпечатана тиражом 35 тыс. экземпляров, включена в дополнительную Минею и была разослана по российским церквам, а также по храмам других славянских народов, которые использовали тогда русские богослужебные книги. О святых Солунских братьях, их житиях и новой книге «Кирилл и Мефодий»Антон ПоспеловКнига вышла три месяца назад, а я уже делаю для себя новые пометочки, на случай, если она кого заинтересует, и кто-то захочет ее переиздать Заветы святых Кирилла и МефодияДиакон Владимир ВасиликЧто значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили? Пространное житие МефодияМораване, убедившись, что немецкие попы не приятели им, послали к апостолику: «Дай нам Мефодия архиепископом и учителем». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 7-й по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора10 / 23 мая 2015 г. Суббота 6-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:53 мин. Размер 112.3 Mb)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05595 c.