Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Русская святость как ключ к пониманию русской культуры.

Зыкова Н. В.

Русская святость и русская культура - понятия единые и неделимые. Без «святости», которая подразумевает под собой православную веру, собор всех святых, почитаемых на Руси, совокупность тех черт характера русского человека, которые сформировались на основе христианских ценностей, не существовало бы в мировой культуре такого феномена, как культура русская с единственным в мире «русским пейзажем», в котором есть все: и красота, и душа, и сила духа; древнерусской литературой, где каждое слово проникнуто любовью к Богу и человеку как образу и подобию Божию; иконописью, храмовой архитектурой, которые так ценятся во всем мире своей духовной гармонией; и произведениями писателей классиков с их вечными вопросами о поисках истины, о страдании и покаянии.

Если бы не было этого стержня святости, наша культура давно бы ассимилировалась в мировом культурном пространстве.

Наконец, в Конституции РФ записано: «Православие - формообразующая система духовно-нравственных ценностей в отечественной культуре России».

Русский человек бережно хранил свою веру, на основе ее вырабатывались такие черты характера, как: милосердие, отзывчивость, искренность, честь, достоинство; русский человек умеет прощать, он неравнодушен к чужому горю, но «самое глубокое по своей природе, - говорил русский философ Н.О. Лосский, - это чувство религиозности в русском человеке».

Православие научило наш народ освящать молитвою каждый день земного труда, и, конечно, это касается и труда творческого. Наше художественное изобразительное искусство выросло из древнерусского искусства иконописи, вот почему лучшие картины русских художников наполнены той высокой гармонией небесной красоты, которая никоим образом несравнима с западноевропейской живописью. А творения иконописца прп. Андрея Рублева говорят о русской школе иконописного письма, где Господь предстает нам в образе милующего, спасающего, а не карающего Бога, как это часто можно увидеть на иконах византийского письма.

Для человека западной культуры, живущего по заповеди «кто богат, тот и любим Богом» (протестантизм) или «больше добрых дел - будешь спасен» (католицизм), целью жизни всегда было построение рая земного. Отсюда и тематика произведений, и образы литературных героев, и сюжетные линии, и проблематика произведений.

Для человека православного цель жизни другая - обретение рая небесного через соединение со Христом. Русская литература, по мнению многих известных критиков и философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Дунаев, И.А. Ильин, - это литература православная.

Духовная жизнь, освященная православной верой и живым присутствием Бога, присуща русскому человеку независимо от степени его образования и сословия.

Более того, простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».

Об этом свидетельствует культура крестьянского быта, где жизни церковной всегда было отведено первое место. Ученый-этнограф М.М. Громыко посвятил этому вопросу свой научный труд «Мир русской деревни», в котором привел множество фактов, подтверждающих это.

Одним из ярких тому примеров служит такое явление в жизни крестьянской общины, как «странничество».

Часто это явление духовной жизни крестьян приобретало характер помощи своим ближним, сельчанам. По сведениям 90-х годов XIX века, от каждого двора уходило по 2-3 человека к святым местам, чтобы заказать молебны о страждущих, взять святую воду, принести в деревню просфоры.

Опровергается в данном исследовании и миф о всеобщей безграмотности крестьян. По статистическим данным, обучение велось в каждой семье. Пособием служили Псалтирь, молитвословы, жития святых. Культура книжная, таким образом, становилась культурой, освященной светом Христовым.

Вокруг деревенского обучения складывались свои народные праздники. Отмечался, например, переход от «грамотки» к Часослову, от Часослова к Псалтыри.

Русский человек наделен чувством прекрасного, ему присуща созерцательность красоты Божьего мира. Святость всего, что его окружало, отношение к земле, к труду проявлялось и во внешнем облике русского крестьянина.

На картинах художников «крестьянского цикла», таких, как Веницианов, Сорока, Тропинин крестьянин всегда имеет нарядный праздничный вид, если даже он работает в поле. Принято считать, что это прием идеализации простого человека, а на самом деле это реальная картина жизни.

Христианство принесло Руси Годовой церковный круг и смогло посредством его облагородить, духовно возвысить жизнь человека, по-христиански осмыслив традиции и обряды.

В русской классической литературе святость всегда являлась содержательной основой творчества писателей и поэтов. Такие черты характера русского человека, как милосердие, отзывчивость, душевная простота нашли свое отражение в литературных образах. Показателен образ грешника в произведениях Ф.М. Достоевского, в котором можно проследить черты раскаявшегося разбойника, распятого рядом со Христом.

Известный русский живописец Н. Н. Ге говорил: «Пейзаж - не то, что вы думаете, в нем Бог, самое беспредельное и грандиозное». Певец русского пейзажа И.И. Шишкин о своем творчестве писал так в своих дневниках: «Я пишу русский лес, а вижу в нем силу духа русского человека, вижу в нашей природе Божью благодать и воспеваю ее».

Выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, говоря о России, подчеркивал значение святости как источника русской жизни: «Родина есть нечто от духа и для духа. (...) Родина - это те люди, те вдохновленные боговидцы и осененные пророки, которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии. (...) творцы духа суть живые очаги Родины».



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04571 c.