Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Русская святость как ключ к пониманию русской культуры.

Зыкова Н. В.

Русская святость и русская культура - понятия единые и неделимые. Без «святости», которая подразумевает под собой православную веру, собор всех святых, почитаемых на Руси, совокупность тех черт характера русского человека, которые сформировались на основе христианских ценностей, не существовало бы в мировой культуре такого феномена, как культура русская с единственным в мире «русским пейзажем», в котором есть все: и красота, и душа, и сила духа; древнерусской литературой, где каждое слово проникнуто любовью к Богу и человеку как образу и подобию Божию; иконописью, храмовой архитектурой, которые так ценятся во всем мире своей духовной гармонией; и произведениями писателей классиков с их вечными вопросами о поисках истины, о страдании и покаянии.

Если бы не было этого стержня святости, наша культура давно бы ассимилировалась в мировом культурном пространстве.

Наконец, в Конституции РФ записано: «Православие - формообразующая система духовно-нравственных ценностей в отечественной культуре России».

Русский человек бережно хранил свою веру, на основе ее вырабатывались такие черты характера, как: милосердие, отзывчивость, искренность, честь, достоинство; русский человек умеет прощать, он неравнодушен к чужому горю, но «самое глубокое по своей природе, - говорил русский философ Н.О. Лосский, - это чувство религиозности в русском человеке».

Православие научило наш народ освящать молитвою каждый день земного труда, и, конечно, это касается и труда творческого. Наше художественное изобразительное искусство выросло из древнерусского искусства иконописи, вот почему лучшие картины русских художников наполнены той высокой гармонией небесной красоты, которая никоим образом несравнима с западноевропейской живописью. А творения иконописца прп. Андрея Рублева говорят о русской школе иконописного письма, где Господь предстает нам в образе милующего, спасающего, а не карающего Бога, как это часто можно увидеть на иконах византийского письма.

Для человека западной культуры, живущего по заповеди «кто богат, тот и любим Богом» (протестантизм) или «больше добрых дел - будешь спасен» (католицизм), целью жизни всегда было построение рая земного. Отсюда и тематика произведений, и образы литературных героев, и сюжетные линии, и проблематика произведений.

Для человека православного цель жизни другая - обретение рая небесного через соединение со Христом. Русская литература, по мнению многих известных критиков и философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Дунаев, И.А. Ильин, - это литература православная.

Духовная жизнь, освященная православной верой и живым присутствием Бога, присуща русскому человеку независимо от степени его образования и сословия.

Более того, простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».

Об этом свидетельствует культура крестьянского быта, где жизни церковной всегда было отведено первое место. Ученый-этнограф М.М. Громыко посвятил этому вопросу свой научный труд «Мир русской деревни», в котором привел множество фактов, подтверждающих это.

Одним из ярких тому примеров служит такое явление в жизни крестьянской общины, как «странничество».

Часто это явление духовной жизни крестьян приобретало характер помощи своим ближним, сельчанам. По сведениям 90-х годов XIX века, от каждого двора уходило по 2-3 человека к святым местам, чтобы заказать молебны о страждущих, взять святую воду, принести в деревню просфоры.

Опровергается в данном исследовании и миф о всеобщей безграмотности крестьян. По статистическим данным, обучение велось в каждой семье. Пособием служили Псалтирь, молитвословы, жития святых. Культура книжная, таким образом, становилась культурой, освященной светом Христовым.

Вокруг деревенского обучения складывались свои народные праздники. Отмечался, например, переход от «грамотки» к Часослову, от Часослова к Псалтыри.

Русский человек наделен чувством прекрасного, ему присуща созерцательность красоты Божьего мира. Святость всего, что его окружало, отношение к земле, к труду проявлялось и во внешнем облике русского крестьянина.

На картинах художников «крестьянского цикла», таких, как Веницианов, Сорока, Тропинин крестьянин всегда имеет нарядный праздничный вид, если даже он работает в поле. Принято считать, что это прием идеализации простого человека, а на самом деле это реальная картина жизни.

Христианство принесло Руси Годовой церковный круг и смогло посредством его облагородить, духовно возвысить жизнь человека, по-христиански осмыслив традиции и обряды.

В русской классической литературе святость всегда являлась содержательной основой творчества писателей и поэтов. Такие черты характера русского человека, как милосердие, отзывчивость, душевная простота нашли свое отражение в литературных образах. Показателен образ грешника в произведениях Ф.М. Достоевского, в котором можно проследить черты раскаявшегося разбойника, распятого рядом со Христом.

Известный русский живописец Н. Н. Ге говорил: «Пейзаж - не то, что вы думаете, в нем Бог, самое беспредельное и грандиозное». Певец русского пейзажа И.И. Шишкин о своем творчестве писал так в своих дневниках: «Я пишу русский лес, а вижу в нем силу духа русского человека, вижу в нашей природе Божью благодать и воспеваю ее».

Выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, говоря о России, подчеркивал значение святости как источника русской жизни: «Родина есть нечто от духа и для духа. (...) Родина - это те люди, те вдохновленные боговидцы и осененные пророки, которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии. (...) творцы духа суть живые очаги Родины».



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05208 c.