Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Формы и способы овладения методикой преподавания агиографии.

Спиридонова О. А.

Целеполагание имеет исключительно значение в преподавательской деятельности. Правильно поставленная цель во многом является залогом успеха в нашей деятельности. Какова же цель нашей деятельности в преподавании агиографии? Конечно, мы хотим, чтобы дети наши воцерковлялись, хотим привить им христианскую систему ценностей, воспитать патриотов, и т.д. Но для одного урока такая глобальная цель явно недостижима. Более конкретной, реальной целью будет почитание святого. А для этого необходимо поставить следующие задачи:
1) знание жизни святого,
2) подражание ему,
3) молитвенное обращение к святому.

Рассмотрим форму самоподготовки учителя к уроку по житию святого.

Прежде всего, успешное преподавание агиографии невозможно без личного духовного делания педагога. Только имея опыт молитвенного обращения к святому, имея любовь к нему, мы сможем привить это и детям. К духовной подготовке преподавателя относится молитва, паломничество к местам подвига или мощам святого, икона святого, и т.д. Духовный фактор имеет первостепенное значение в подготовке преподавателя.

Рассмотрим поэтапно действия педагога, готовящего урок по житию святого.

Первый этап - чтение литературы. Мы имеем целый спектр разного рода литературы, повествующей о жизни и деятельности святых. Особенность подготовки церковного педагога - это необходимость изучить весь этот спектр. Условно всю задействованную литературу можно разделить на 3 группы.

1. Церковная литература. Это - жития святых; богослужебные тексты, касающиеся прославления святого: это, прежде всего, тропари - в них содержится в краткой сжатой форме та самая главная заслуга, за которую Церковь и прославила святого (вообще тропарь - краткое песнопение, в котором изложено основное догматическое или историческое значение праздника); книги по церковной истории. По истории Русской Православной Церкви самыми полными исследованиями являются труды митрополита Макария Булгакова, А.В. Карташева, П.В. Знаменского. История Христианской Церкви I-XI вв. хорошо представлена исследованиями А.В. Карташева, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Н.Д. Тальберга, и др. Что важно для преподавателя, изучающего жизнь святого, в этих книгах по церковной истории? Эти труды всесторонне освещают духовный путь святого, в них содержится глубокий, церковный взгляд на все события его жизни, далеко не всегда совпадающий с оценками светских историков.

2. Научно-историческая литература. Это - учебники, исследования, взгляд знаменитых историков (например, Ключевского, Соловьева, Платонова). Эта литература нужна для того, чтобы узнать подробности жизни и деятельности святого, его и подвиги, и ошибки, общую обстановку эпохи. Церковный историк должен знать то, что наработано светскими историками, должен быть готов в любой момент дать ответ на какие-то спорные вопросы.

3. Детская литература. По церковной истории и агиографии мы не имеем пока адаптированных учебников для разных возрастов. Подобрать тексты, доступные для детей, можно в книгах Н.А. Бахметевой, "Подвижники и страдальцы" свящ. М. Едлинского, в житиях. Эти тексты можно использовать на уроке как раздаточный материал для работы.

Второй этап подготовки - определение основной мысли урока. Всесторонне ознакомившись с литературой, нужно увидеть, как вся жизнь и деятельность святого строится вокруг какой-то одной идеи, одного стержня. Необходимо раскрыть эту главную заслугу подвижника. Еще раз подчеркнем, что именно в тропаре, отточенном соборным сознанием Церкви, содержится понимание духовного подвига святого, при этом выраженное на возвышенном церковном языке.

Третий этап - собственно разработка урока.

  • Во-первых, как и в подготовке обычного урока, подбирается материал - те важные моменты, о которых необходимо сказать, обязательно включаются эпизоды, затрагивающие чувства ребенка (сочувствие, восхищение, и т.д.). Важно также подобрать интересные задания для детей, включающие работу с текстом, с иллюстрацией, сочинения, письменные или устные задания на сопоставление, сравнение и т.д. Говоря о земных событиях, необходимо постоянно выводить их на стяжание святости, на перспективу вечной жизни. Таким образом, весь подобранный материал должен работать на основной духовный стержень урока.
  • Во-вторых, необходимо выстроить логику урока: от частного к общему, например, от моментов личной жизни к общецерковному делу. (В качестве конкретных примеров можно привести развитие урока от личного крещения св. равноап. вел. князя Владимира к Крещению Руси, или от строительства первого храма к установлению праздника Покрова Божией Матери над всей русской землей при св. блгв. вел. князе Андрее Боголюбском).
  • В-третьих, провести "красной нитью" основную тему через весь материал.
  • В-четвертых, вывести разговор на какое-то побуждение детей к действию (найти, в чем ребенок может подражать святому), т.е. задействовать волю ребенка именно в вопросах духовной жизни. Ребенок четко должен понимать, что, следуя святому, он встает на путь стремления к святости, что и для него, как и для всех людей, возможно достижение святости, что он призван к святости самим Богом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Четвертый этап. Проанализировать, насколько соответствуют итоги поставленным целям, насколько ясна основная мысль, насколько удалось вывести материал урока на собственную духовную жизнь детей.

Другие возможности обучения педагога

Преподавателю церковной истории в целом и агиографии в частности, помимо собственно исторических знаний, требуется серьезная подготовка по догматике и другим вероучительным дисциплинам, поскольку только в контексте всего Церковного Предания понятны порой становятся многие события и моменты в житии святого. (Например, чтобы суметь объяснить детям значение трудов святителя Филарета Московского, педагог должен как минимум иметь представление о корпусе богословских дисциплин).

Сегодня стало возможно получить духовное образование в нашем горноде. В Екатеринбурге существует филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, факультет теологии РГППУ, многочисленные катехизаторские и миссионерские курсы. Среди этого многообразия существует особая форма обучения педагогов методике преподавания церковных дисциплин, и в том числе - методике преподавания агиографии. С 2005 года при отделе церковно-приходских школ существует Годичный педагогический практикум для преподавателей церковно-приходских школ.

Каждое занятие педагогического практикума включает в себя лекцию, полноценный открытый урок (участникам выдается раздаточный материал), общее обсуждение урока, обмен опытом. Таким образом, педпрактикум соединяет все необходимые моменты подготовки педагога: он позволяет внутри одной темы осветить историко-богословские и церковно-канонические вопросы, которых касается житие святого, всесторонне рассмотреть его жизнь и деятельность, продемонстрировать на практике методическую разработку по данной теме, обсудить все возникшие вопросы и поделиться собственным опытом преподавания.

Формы подготовки педагога, преподающего агиографию, могут быть разными, но главное, всегда необходимо помнить - христиане в святых видят реальных личностей, своих молитвенников и заступников. Святые являются нашими помощниками в пути следования Христу. Поэтому в изучении агиографии на первом месте для нас всегда стоит личный подвиг святого, и мы изучаем его жизнь для того, чтобы по мере сил подражать ему.



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.03944 c.