Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Формы и способы овладения методикой преподавания агиографии.

Спиридонова О. А.

Целеполагание имеет исключительно значение в преподавательской деятельности. Правильно поставленная цель во многом является залогом успеха в нашей деятельности. Какова же цель нашей деятельности в преподавании агиографии? Конечно, мы хотим, чтобы дети наши воцерковлялись, хотим привить им христианскую систему ценностей, воспитать патриотов, и т.д. Но для одного урока такая глобальная цель явно недостижима. Более конкретной, реальной целью будет почитание святого. А для этого необходимо поставить следующие задачи:
1) знание жизни святого,
2) подражание ему,
3) молитвенное обращение к святому.

Рассмотрим форму самоподготовки учителя к уроку по житию святого.

Прежде всего, успешное преподавание агиографии невозможно без личного духовного делания педагога. Только имея опыт молитвенного обращения к святому, имея любовь к нему, мы сможем привить это и детям. К духовной подготовке преподавателя относится молитва, паломничество к местам подвига или мощам святого, икона святого, и т.д. Духовный фактор имеет первостепенное значение в подготовке преподавателя.

Рассмотрим поэтапно действия педагога, готовящего урок по житию святого.

Первый этап - чтение литературы. Мы имеем целый спектр разного рода литературы, повествующей о жизни и деятельности святых. Особенность подготовки церковного педагога - это необходимость изучить весь этот спектр. Условно всю задействованную литературу можно разделить на 3 группы.

1. Церковная литература. Это - жития святых; богослужебные тексты, касающиеся прославления святого: это, прежде всего, тропари - в них содержится в краткой сжатой форме та самая главная заслуга, за которую Церковь и прославила святого (вообще тропарь - краткое песнопение, в котором изложено основное догматическое или историческое значение праздника); книги по церковной истории. По истории Русской Православной Церкви самыми полными исследованиями являются труды митрополита Макария Булгакова, А.В. Карташева, П.В. Знаменского. История Христианской Церкви I-XI вв. хорошо представлена исследованиями А.В. Карташева, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Н.Д. Тальберга, и др. Что важно для преподавателя, изучающего жизнь святого, в этих книгах по церковной истории? Эти труды всесторонне освещают духовный путь святого, в них содержится глубокий, церковный взгляд на все события его жизни, далеко не всегда совпадающий с оценками светских историков.

2. Научно-историческая литература. Это - учебники, исследования, взгляд знаменитых историков (например, Ключевского, Соловьева, Платонова). Эта литература нужна для того, чтобы узнать подробности жизни и деятельности святого, его и подвиги, и ошибки, общую обстановку эпохи. Церковный историк должен знать то, что наработано светскими историками, должен быть готов в любой момент дать ответ на какие-то спорные вопросы.

3. Детская литература. По церковной истории и агиографии мы не имеем пока адаптированных учебников для разных возрастов. Подобрать тексты, доступные для детей, можно в книгах Н.А. Бахметевой, "Подвижники и страдальцы" свящ. М. Едлинского, в житиях. Эти тексты можно использовать на уроке как раздаточный материал для работы.

Второй этап подготовки - определение основной мысли урока. Всесторонне ознакомившись с литературой, нужно увидеть, как вся жизнь и деятельность святого строится вокруг какой-то одной идеи, одного стержня. Необходимо раскрыть эту главную заслугу подвижника. Еще раз подчеркнем, что именно в тропаре, отточенном соборным сознанием Церкви, содержится понимание духовного подвига святого, при этом выраженное на возвышенном церковном языке.

Третий этап - собственно разработка урока.

  • Во-первых, как и в подготовке обычного урока, подбирается материал - те важные моменты, о которых необходимо сказать, обязательно включаются эпизоды, затрагивающие чувства ребенка (сочувствие, восхищение, и т.д.). Важно также подобрать интересные задания для детей, включающие работу с текстом, с иллюстрацией, сочинения, письменные или устные задания на сопоставление, сравнение и т.д. Говоря о земных событиях, необходимо постоянно выводить их на стяжание святости, на перспективу вечной жизни. Таким образом, весь подобранный материал должен работать на основной духовный стержень урока.
  • Во-вторых, необходимо выстроить логику урока: от частного к общему, например, от моментов личной жизни к общецерковному делу. (В качестве конкретных примеров можно привести развитие урока от личного крещения св. равноап. вел. князя Владимира к Крещению Руси, или от строительства первого храма к установлению праздника Покрова Божией Матери над всей русской землей при св. блгв. вел. князе Андрее Боголюбском).
  • В-третьих, провести "красной нитью" основную тему через весь материал.
  • В-четвертых, вывести разговор на какое-то побуждение детей к действию (найти, в чем ребенок может подражать святому), т.е. задействовать волю ребенка именно в вопросах духовной жизни. Ребенок четко должен понимать, что, следуя святому, он встает на путь стремления к святости, что и для него, как и для всех людей, возможно достижение святости, что он призван к святости самим Богом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Четвертый этап. Проанализировать, насколько соответствуют итоги поставленным целям, насколько ясна основная мысль, насколько удалось вывести материал урока на собственную духовную жизнь детей.

Другие возможности обучения педагога

Преподавателю церковной истории в целом и агиографии в частности, помимо собственно исторических знаний, требуется серьезная подготовка по догматике и другим вероучительным дисциплинам, поскольку только в контексте всего Церковного Предания понятны порой становятся многие события и моменты в житии святого. (Например, чтобы суметь объяснить детям значение трудов святителя Филарета Московского, педагог должен как минимум иметь представление о корпусе богословских дисциплин).

Сегодня стало возможно получить духовное образование в нашем горноде. В Екатеринбурге существует филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, факультет теологии РГППУ, многочисленные катехизаторские и миссионерские курсы. Среди этого многообразия существует особая форма обучения педагогов методике преподавания церковных дисциплин, и в том числе - методике преподавания агиографии. С 2005 года при отделе церковно-приходских школ существует Годичный педагогический практикум для преподавателей церковно-приходских школ.

Каждое занятие педагогического практикума включает в себя лекцию, полноценный открытый урок (участникам выдается раздаточный материал), общее обсуждение урока, обмен опытом. Таким образом, педпрактикум соединяет все необходимые моменты подготовки педагога: он позволяет внутри одной темы осветить историко-богословские и церковно-канонические вопросы, которых касается житие святого, всесторонне рассмотреть его жизнь и деятельность, продемонстрировать на практике методическую разработку по данной теме, обсудить все возникшие вопросы и поделиться собственным опытом преподавания.

Формы подготовки педагога, преподающего агиографию, могут быть разными, но главное, всегда необходимо помнить - христиане в святых видят реальных личностей, своих молитвенников и заступников. Святые являются нашими помощниками в пути следования Христу. Поэтому в изучении агиографии на первом месте для нас всегда стоит личный подвиг святого, и мы изучаем его жизнь для того, чтобы по мере сил подражать ему.



Старый стиль 9Сентябрь пятница Новый стиль) 22Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Евангельские ЧтенияЕф., 217 зач., I, 7-17. Мк., 32 зач., VIII, 1-10. Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Богоотцов: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 36 зач., VIII, 16-21.* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто. Молитвы Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анныглас 2Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша. Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анныглас 2Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную. Тропарь преподобного Иосифаглас 5Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим. Кондак преподобного Иосифаглас 8Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговскогоглас 4Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими. Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговскогоглас 4Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим. Службы9 сентября: Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. Святого мученика Севериана. Преподобного игумена Иосифа Волоцкого 9 сентября: Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского 25 июля: Успение святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады и Евпраксии. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского Сайты приходов: Барнаульская епархия:Храм Феодосия Черниговского с. Теньга Бежецкая епархия:Храм Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" с. Сельцы Берлинско-Германская епархия:Приход святых праведных богоотец Иоакима и Анны г. Хайдельберг Брестская епархия:Храм Свято-Крестовоздвиженский д. Омеленец Брюссельско-Бельгийская архиепископия:Храм прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы г. Брюссель Витебская и Оршанская епархия:Храм Святого Иосифа Волоцкого Чудотворца дер. Заслоново Владимирская епархия:Храм Иоакима и Анны в Лунёво г. Владимир Храм Николая Чудотворца в Кусуново г. Владимир Храм в честь праведной Анны г. Ковров Волгоградская епархия:Храм Святителя Феодосия Черниговского г. Волгоград Храм Феодосия Черниговского с. Умет Вологодская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Торгу г. Вологда Храм в честь святых праведных Иоакима и Анны с. Носовское Выксунская епархия:Храм в честь Успения святой праведной Анны г. Выкса Вяземская епархия:Храм Всемилостивого Спаса с. Тесово Днепропетровская епархия:Храм Святителя Феодосия Черниговского пос. Новоалександровка Донецкая епархия:Мужской скит в честь свт. Феодосия Черниговского с. Кармазиновка Елецкая епархия:Храм Иоакима и Анны пос. Елецкий Запорожская епархия:Храм в честь Святителя Феодосия Черниговского с. Новоднепровка Казанская епархия:Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Калининградская епархия:Храм Иоакима и Анны п. Большое Исаково Киевская епархия:Храм свт. Феодосия Черниговского г. Киев Клинцовская и Трубчевская:Храм Зачатия праведной Анной с. Чубковичи Храм Петра и Павла г. Клинцы Костромская епархия:Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Курская епархия:Храм свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны с. Долгое Храм святителя Феодосия Черниговского с. Попово-Лежачи Минская епархия:Храм свт. Феодосия Черниговского дер. Петришки Могилевская и Мстиславская епархия:Храм в честь Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны г. Могилёв Московская епархия (городская):Храм Всех Святых на Соколе г. Москва Храм Иосифа Волоцкого в Старом Беляеве г. Москва Храм Николая Чудотворца г. Волоколамск Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве г. Москва Московская епархия (областная):Иоакимо-Анновский храм с. Акиманны (Аким-Анна) Храм Иоакима и Анны г. Можайск Храм Воскресения Христова г. Волоколамск Храм Иосифа Волоцкого с. Павловская Слобода Храм Иосифа Волоцкого пос. Развилка Храм Иконы Божией Матери "Казанская" г. Котельники Муромская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Вязники Нижегородская епархия:Храм в честь святых праведных Иоакима и Анны пос. Гидроторф Новгородская епархия:Софийский собор г. Великий Новгород Переславская епархия:Храм Рождества Богородицы с. Гагаринская Новоселка Псковская епархия:Храм свв. Иоакима и Анны на Полонище г. Псков Ровенская епархия:Скит святой Праведной Анны Городокского Свято-Николаевского женского монастыря с. Онишковцы Ровеньковская епархия:Храм Праведных Богоотец Иоакима и Анны г. Ровеньки Россошанская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Новотолучеево Ростовская епархия:Храм праведных Иоакима и Анны г. Ростов-на-Дону Рубцовская епархия:Храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с. Усть-Порозиха Рязанская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Борисково Храм Иоакима и Анны г. Рязань Борисо-Глебский собор г. Рязань Самарская епархия:Храм во имя свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Санкт-Петербург Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Симферопольская епархия:Храм святителя Феодосия Черниговского г. Севастополь Скопинская епархия:Храм Воздвижения Креста Господня с. Клкотки Слуцкая епархия:Храм святой праведной Анны аг. Оношки Ставропигиальные монастыри РПЦ:Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Иосифо-Волоцкий мужской монастырь с. Теряево Тверская епархия:Храм Богоявления с. Семендяево Храм Иосифа Волоцкого пос. Сахарово Храм Рождества Христова с. Луковниково Тульская епархия:Храм Иверской иконы Божией Матери с. Борщевое
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06245 c.