Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

23.04.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

04.04.2018 | СОБРАНИЕ ПОМОЩНИКОВ БЛАГОЧИННЫХ ПО ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОШЛО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Формы и способы овладения методикой преподавания агиографии.

Спиридонова О. А.

Целеполагание имеет исключительно значение в преподавательской деятельности. Правильно поставленная цель во многом является залогом успеха в нашей деятельности. Какова же цель нашей деятельности в преподавании агиографии? Конечно, мы хотим, чтобы дети наши воцерковлялись, хотим привить им христианскую систему ценностей, воспитать патриотов, и т.д. Но для одного урока такая глобальная цель явно недостижима. Более конкретной, реальной целью будет почитание святого. А для этого необходимо поставить следующие задачи:
1) знание жизни святого,
2) подражание ему,
3) молитвенное обращение к святому.

Рассмотрим форму самоподготовки учителя к уроку по житию святого.

Прежде всего, успешное преподавание агиографии невозможно без личного духовного делания педагога. Только имея опыт молитвенного обращения к святому, имея любовь к нему, мы сможем привить это и детям. К духовной подготовке преподавателя относится молитва, паломничество к местам подвига или мощам святого, икона святого, и т.д. Духовный фактор имеет первостепенное значение в подготовке преподавателя.

Рассмотрим поэтапно действия педагога, готовящего урок по житию святого.

Первый этап - чтение литературы. Мы имеем целый спектр разного рода литературы, повествующей о жизни и деятельности святых. Особенность подготовки церковного педагога - это необходимость изучить весь этот спектр. Условно всю задействованную литературу можно разделить на 3 группы.

1. Церковная литература. Это - жития святых; богослужебные тексты, касающиеся прославления святого: это, прежде всего, тропари - в них содержится в краткой сжатой форме та самая главная заслуга, за которую Церковь и прославила святого (вообще тропарь - краткое песнопение, в котором изложено основное догматическое или историческое значение праздника); книги по церковной истории. По истории Русской Православной Церкви самыми полными исследованиями являются труды митрополита Макария Булгакова, А.В. Карташева, П.В. Знаменского. История Христианской Церкви I-XI вв. хорошо представлена исследованиями А.В. Карташева, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Н.Д. Тальберга, и др. Что важно для преподавателя, изучающего жизнь святого, в этих книгах по церковной истории? Эти труды всесторонне освещают духовный путь святого, в них содержится глубокий, церковный взгляд на все события его жизни, далеко не всегда совпадающий с оценками светских историков.

2. Научно-историческая литература. Это - учебники, исследования, взгляд знаменитых историков (например, Ключевского, Соловьева, Платонова). Эта литература нужна для того, чтобы узнать подробности жизни и деятельности святого, его и подвиги, и ошибки, общую обстановку эпохи. Церковный историк должен знать то, что наработано светскими историками, должен быть готов в любой момент дать ответ на какие-то спорные вопросы.

3. Детская литература. По церковной истории и агиографии мы не имеем пока адаптированных учебников для разных возрастов. Подобрать тексты, доступные для детей, можно в книгах Н.А. Бахметевой, "Подвижники и страдальцы" свящ. М. Едлинского, в житиях. Эти тексты можно использовать на уроке как раздаточный материал для работы.

Второй этап подготовки - определение основной мысли урока. Всесторонне ознакомившись с литературой, нужно увидеть, как вся жизнь и деятельность святого строится вокруг какой-то одной идеи, одного стержня. Необходимо раскрыть эту главную заслугу подвижника. Еще раз подчеркнем, что именно в тропаре, отточенном соборным сознанием Церкви, содержится понимание духовного подвига святого, при этом выраженное на возвышенном церковном языке.

Третий этап - собственно разработка урока.

  • Во-первых, как и в подготовке обычного урока, подбирается материал - те важные моменты, о которых необходимо сказать, обязательно включаются эпизоды, затрагивающие чувства ребенка (сочувствие, восхищение, и т.д.). Важно также подобрать интересные задания для детей, включающие работу с текстом, с иллюстрацией, сочинения, письменные или устные задания на сопоставление, сравнение и т.д. Говоря о земных событиях, необходимо постоянно выводить их на стяжание святости, на перспективу вечной жизни. Таким образом, весь подобранный материал должен работать на основной духовный стержень урока.
  • Во-вторых, необходимо выстроить логику урока: от частного к общему, например, от моментов личной жизни к общецерковному делу. (В качестве конкретных примеров можно привести развитие урока от личного крещения св. равноап. вел. князя Владимира к Крещению Руси, или от строительства первого храма к установлению праздника Покрова Божией Матери над всей русской землей при св. блгв. вел. князе Андрее Боголюбском).
  • В-третьих, провести "красной нитью" основную тему через весь материал.
  • В-четвертых, вывести разговор на какое-то побуждение детей к действию (найти, в чем ребенок может подражать святому), т.е. задействовать волю ребенка именно в вопросах духовной жизни. Ребенок четко должен понимать, что, следуя святому, он встает на путь стремления к святости, что и для него, как и для всех людей, возможно достижение святости, что он призван к святости самим Богом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Четвертый этап. Проанализировать, насколько соответствуют итоги поставленным целям, насколько ясна основная мысль, насколько удалось вывести материал урока на собственную духовную жизнь детей.

Другие возможности обучения педагога

Преподавателю церковной истории в целом и агиографии в частности, помимо собственно исторических знаний, требуется серьезная подготовка по догматике и другим вероучительным дисциплинам, поскольку только в контексте всего Церковного Предания понятны порой становятся многие события и моменты в житии святого. (Например, чтобы суметь объяснить детям значение трудов святителя Филарета Московского, педагог должен как минимум иметь представление о корпусе богословских дисциплин).

Сегодня стало возможно получить духовное образование в нашем горноде. В Екатеринбурге существует филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, факультет теологии РГППУ, многочисленные катехизаторские и миссионерские курсы. Среди этого многообразия существует особая форма обучения педагогов методике преподавания церковных дисциплин, и в том числе - методике преподавания агиографии. С 2005 года при отделе церковно-приходских школ существует Годичный педагогический практикум для преподавателей церковно-приходских школ.

Каждое занятие педагогического практикума включает в себя лекцию, полноценный открытый урок (участникам выдается раздаточный материал), общее обсуждение урока, обмен опытом. Таким образом, педпрактикум соединяет все необходимые моменты подготовки педагога: он позволяет внутри одной темы осветить историко-богословские и церковно-канонические вопросы, которых касается житие святого, всесторонне рассмотреть его жизнь и деятельность, продемонстрировать на практике методическую разработку по данной теме, обсудить все возникшие вопросы и поделиться собственным опытом преподавания.

Формы подготовки педагога, преподающего агиографию, могут быть разными, но главное, всегда необходимо помнить - христиане в святых видят реальных личностей, своих молитвенников и заступников. Святые являются нашими помощниками в пути следования Христу. Поэтому в изучении агиографии на первом месте для нас всегда стоит личный подвиг святого, и мы изучаем его жизнь для того, чтобы по мере сил подражать ему.



Старый стиль 11Май среда Новый стиль) 24Май Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Мокия (ок. 295). Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Совершается всенощное бдениеМефодия (885) Совершается всенощное бдениеи Кирилла (869), учителей Словенских. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомРавноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Деян., 41 зач., XVIII, 22-28. Ин., 43 зач., XII, 36-47. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47). "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему. Молитвы Тропарь священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 6Подвигом добрым подвизався,/ жизнь твою страданиями за правду увенчав,/ преселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Святыя Троицы,/ моли, святителю Иосифе,/ граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися. Кондак священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 2Яко звезда пресветлая,/ возсиял еси, святителю Иосифе, во Астрахани,/ идеже родился и воспитался еси/ и за верность Богу и властем законным мученическую смерть приял еси./ Мы же, чтуще страдания твоя, зовем ти:/ святителю Иосифе, от мятежников убиенный,/ моли Христа Бога о душах наших. Тропарь равноапостольных Мефодия и Кириллаглас 4Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша. Кондак равноапостольных Мефодия и Кириллаглас 3Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших. Кондак на молебне равноапостольного Кириллаглас 2Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе. Ин кондак на молебнеглас 2Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу. Величание Величаем вас,/ святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле,/ вся словенския страны/ ученьми своими просветившия// и ко Христу приведшия. Тропарь священномученика Мокияглас 4И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Мокие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Мокияглас 8Вооружився щитом веры,/ нечестивых ополчения стерл еси, священномучениче,/ и венец от Христа взял еси, Мокие,/ тем и, со Ангелы радуяся, спасай от бед поющия тя,/ моля непрестанно о всех нас. Тропарь святителя Никодима, архиепископа Сербскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Никодиме,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Тропарь преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерахглас 1Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение. Кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерахглас 4Явился еси древним отцем ревнитель,/ в темней пещере светлым житием ясно просияв,/ и озарил еси сердца поющих тя,/ Богомудре отче Софроние. Службы11 мая: Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских 11 мая: Обновление Царьграда. Священномученика Мокия Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Ашхабад Архангельская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских г. Северодвинск Астанайская епархия:Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских пос. Первомайский Белгородская епархия:Храм Святых равноапп. Мефодия и Кирилла г. Белгород Берлинско-Германская епархия:Храм равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских г. Гамбург Великотырновская епархия:Храм свв. Кирилла и Метфодия г. Велико-Тырново Владивостокская епархия:Храм равноапп. Кирилла и Мефодия Учителей словенских г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Кирилла и Мефодия при Владимирском университете г. Владимир Волгоградская епархия:Храм св. Иосифа Астраханского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм во имя Кирилла и Мефодия г. Сальск Воронежская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Воронеж Вяземская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пос. Угра Вятская епархия:Храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла учителей Словенских г. Кирово-Чепецк Горловская епархия:Свято-Кирилло-Мефодиевский храм г. Горловка Губкинская епархия:Храм Кирилла и Мефодия с. Малые Маячки Донецкая епархия:Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Макеевка Екатеринбургская епархия:Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм священномученника Иосифа Астраханского пос. Совет-Квадже Запорожская епархия:Храм в честь Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Запорожье Калачевская епархия:Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Волжский Кемеровская епархия:Храм в честь Кирилла и Мефодия г. Кемерово Курганская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Курган Липецкая епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Матырский г. Липецк Минская епархия:Свято-Духов Кафедральный Собор г. Минск Московская епархия (городская):Храм Кирилла и Мефодия на Дубровке г. Москва Храм Кирилла и Мефодия с. Кутьино Храм Кирилла и Мефодия в Ростокино г. Москва Московская епархия (областная):Храм Кирилла и Мефодия г. Железнодорожный Храм равноапп. Кирилла и Мефодия дер. Конев Бор Кирилло-Мефодиевский храм г. Подольск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Электрогорск Храм Кирилла и Мефодия пос. Оболенск Храм Кирилла и Мефодия на Левобережной г. Химки Мукачевская епархия:Кирилло-Мефодиевский женский монастырь г. Свалява Нарвская епархия:Храм свв. равноап. Кирилла и Мефодия г. Нарва Нижегородская епархия:Храм во имя Святых Кирилла и Мефодия г. Нижний Новгород Одесская епархия:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Одесса Омская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Береговой Пражская епархия:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия г. Прага Пятигорская епархия:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ст. Преградная Россошанская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Новотолучеево Самарская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в Купчино г. Санкт-Петербург Храм свв. равноап. Кирилла и Мефодия, учителей словенских г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саранск Сарапульская епархия:Благовещенский женский монастырь г. Сарапул Саратовская епархия:Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Саратов Сыктывкарская епархия:Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия г. Ухта Тамбовская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Тамбов Казанский мужской монастырь г. Тамбов Тульская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Михалково Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм Кирилла и Мефодия ст. Убинская Уфимская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Уфа Воскресенский собор г. Уфа Харьковская епархия:Храм сщмч. Александра, архиеп. Харьковского г. Харьков Хустская епархия:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия г. Хуст Челябинская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских г. Челябинск Черняховская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Большаково Шадринская епархия:Храм Кирилла и Мефодия с. Шатрово Статьи на Православие.Ru Священномученик МокийМаксимин велел привязать его к двум колесам, которые, вертясь, разры­вали его тело на куски. Кровь святого обильно разливалась по земле, но сам он пел хвалу Богу. Вдруг колеса разбились, и мученик снова появился в трибунале, весь в крови, но невредимый. Образ Кирилла и Мефодия в современной русской МинееВалерий ЛепахинПриближение 1000-летия России в 1862 году усилило в стране интерес к тем, кто стоял у истоков славянской грамоты. Именно тогда было много сделано для прославления святых Кирилла и Мефодия. Епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) составил в память Кирилла и Мефодия новое последование всей службы, при этом он бережно сохранил древний первоначальный текст. Эту службу включили в майскую Минею. Служба была отпечатана тиражом 35 тыс. экземпляров, включена в дополнительную Минею и была разослана по российским церквам, а также по храмам других славянских народов, которые использовали тогда русские богослужебные книги. О святых Солунских братьях, их житиях и новой книге «Кирилл и Мефодий»Антон ПоспеловКнига вышла три месяца назад, а я уже делаю для себя новые пометочки, на случай, если она кого заинтересует, и кто-то захочет ее переиздать Заветы святых Кирилла и МефодияДиакон Владимир ВасиликЧто значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили? Пространное житие МефодияМораване, убедившись, что немецкие попы не приятели им, послали к апостолику: «Дай нам Мефодия архиепископом и учителем». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 7-й по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора10 / 23 мая 2015 г. Суббота 6-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:53 мин. Размер 112.3 Mb)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05641 c.