Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Образы святых в воспитании дошкольников.

Селянина Н. Н.

Период дошкольного детства - один из наиболее значимых в развитии ребенка: именно в этом возрасте в процессе накопления и освоения им социокультурного опыта он начинает различать добро и зло, у него формируются базовые качества личности (воля, мышление, совесть), образующие устойчивую индивидуальность человека [2, с. 4]. У ребенка формируются представления о внешнем мире, развиваются отношения с другими людьми, складываются духовные потребности, определяются чувства, желания. Переход современного образования на позиции личностно ориентированного, воспитывающего обучения выдвигает на первый план креативный и ценностный аспекты содержания образования.

В современном обществе, полном соблазнов и свободы от всего, дети становятся все менее управляемыми, и причина этого - искажение или отсутствие нравственного идеала и иерархии ценностей у большинства членов общества. Дети тонко чувствуют и перенимают это у взрослых. Нравственная позиция личности выражается в различении добра и зла, а также в готовности и способности сделать над собой усилие, чтобы в каждой ситуации поступить не так, как хочется, а так, как нужно, чтобы мы сами управляли своими чувствами, а не чувства управляли бы нами.

Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет утверждать, что уже в их сознании размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Но современные родители, педагоги детских садов и школ занимаются преимущественно развитием таких качеств детей как интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие, рассудочность, память, умение вести себя в обществе и другие внешние свойства, а также способности детей в разных областях знаний. При этом мало внимания обращается на развитие базовых свойств личности и укрепление внутренних сил души ребенка (любовь, разумность, ответственность и послушание, вера и верность, чувство долга и чести, умение созерцать и сочувствовать, сопереживать). Это объясняется тем, что на протяжении последних десятилетий подрастающие поколения воспитывались в условиях отсутствия истинных нравственных идеалов и ценностей. Если обобщить тысячелетнюю историю христианства на Руси, то мы увидим, что Заповеди Божии и святыни Православной веры почитались всеми сословиями и поколениями россиян, а любимыми с детства книгами в каждой русской семье были Псалтирь и жития святых. По ним не просто учились читать, по ним учились жить. О своих небесных покровителях дети узнавали с младенческих лет, знали их и любили, молитвенно обращались к ним. Ребенок дошкольного возраста уже был знаком с именами и житием наиболее известных своими подвигами и деяниями святых (преподобный Сергий Радонежский, святитель Николай Чудотворец, святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, а также святые, особо почитаемые в родном краю). [4, с 20]. В русском обществе господствовало убеждение в том, что детей нужно воспитывать на самых высоких примерах служения Богу и Отечеству.

В наши дни, когда Православие возрождается, есть молодые семьи, в которых дети, как и раньше, приобщены через своих родителей к церковной жизни и воспитываются в традициях Православной веры. К сожалению, основная масса крещеных детей лишена не только практики православного воспитания, но не имеет даже некоторых знаний о жизни христианина, о церковных таинствах, о житиях святых. Этот пробел призваны восполнить педагоги, и чем раньше начнется духовно-нравственное развитие ребенка, тем более воспитатели могут надеяться на успех.

В современной жизни не часто встречаются семьи с православным укладом, где уже с раннего возраста ребенок приучается жить по правилам церковной жизни, но они есть, и об их опыте воспитания должны знать педагоги и родители. Воспитатели дошкольных учреждений могут передать и распространить этот опыт, а также наполнить новым содержанием формы работы с детьми, характерные для общественного воспитания (занятия, наблюдения на прогулках, целевые экскурсии, индивидуальная работа с ребенком и общие праздники). Такая работа уже проводится в ряде детских садов Нижнего Тагила. На базе детского сада № 196 третий год работает постоянно действующий семинар по изучению традиций русской культуры. Педагоги города посетили несколько открытых мероприятий - праздники Рождества и Пасхи, «Осенины» и «День Победы». Родители не только готовили к ним своих детей, но и сами принимали участие в постановках, исполнив роли Марии Магдалины и императора Тиверия, а также совместно с детьми приготовили много работ для пасхальной выставки. Занятия с детьми проходят в специально оборудованном помещении - в горнице. Образы святых ребенок видит на иконах в красном углу. Дети старшего возраста уже знакомы с житиями святых братьев Кирилла и Мефодия, святителя Николая, благоверного великого князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, узнают их изображения в детских книгах [1, с. 37, 83; 7, с. 13, 60], запоминают короткие стихи. Воспитатели, понимая необходимость духовно-нравственного просвещения родителей, готовят «Календарь памятных дат», страницы которого посвящены дням памяти святых и традиционным православным праздникам, о которых дети узнают на занятиях.

Мы в самом начале пути, поэтому о конкретных результатах говорить рано. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия. Идет накопление знаний и педагогического опыта, постижение смыслов родной культуры, знакомство с новой (вернее, давно забытой) лексикой и музыкальным репертуаром.

«...Знаки, символы, образы пространства и времени России образуют текст родной культуры. Очень важно, чтобы он не превратился со временем в загадочные иероглифы, чтобы этот текст могли читать и принимать новые поколения» [3, с 4].

Нужно уже с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются тем источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.
 

Литература

1. Азбука Истоков. Из серии «Урал. Человек. Истоки». Москва, 2004.
2. Гребеньков В. А., Меньшиков В. М. Основы православной культуры (программа). Курск, 1997.
3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса. М., 2002.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.
5. Народный месяцеслов. М., Современник, 1992.
6. Основы православной культуры для дошкольников.
7. Супрун В. И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08125 c.