Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Образы святых в воспитании дошкольников.

Селянина Н. Н.

Период дошкольного детства - один из наиболее значимых в развитии ребенка: именно в этом возрасте в процессе накопления и освоения им социокультурного опыта он начинает различать добро и зло, у него формируются базовые качества личности (воля, мышление, совесть), образующие устойчивую индивидуальность человека [2, с. 4]. У ребенка формируются представления о внешнем мире, развиваются отношения с другими людьми, складываются духовные потребности, определяются чувства, желания. Переход современного образования на позиции личностно ориентированного, воспитывающего обучения выдвигает на первый план креативный и ценностный аспекты содержания образования.

В современном обществе, полном соблазнов и свободы от всего, дети становятся все менее управляемыми, и причина этого - искажение или отсутствие нравственного идеала и иерархии ценностей у большинства членов общества. Дети тонко чувствуют и перенимают это у взрослых. Нравственная позиция личности выражается в различении добра и зла, а также в готовности и способности сделать над собой усилие, чтобы в каждой ситуации поступить не так, как хочется, а так, как нужно, чтобы мы сами управляли своими чувствами, а не чувства управляли бы нами.

Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет утверждать, что уже в их сознании размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Но современные родители, педагоги детских садов и школ занимаются преимущественно развитием таких качеств детей как интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие, рассудочность, память, умение вести себя в обществе и другие внешние свойства, а также способности детей в разных областях знаний. При этом мало внимания обращается на развитие базовых свойств личности и укрепление внутренних сил души ребенка (любовь, разумность, ответственность и послушание, вера и верность, чувство долга и чести, умение созерцать и сочувствовать, сопереживать). Это объясняется тем, что на протяжении последних десятилетий подрастающие поколения воспитывались в условиях отсутствия истинных нравственных идеалов и ценностей. Если обобщить тысячелетнюю историю христианства на Руси, то мы увидим, что Заповеди Божии и святыни Православной веры почитались всеми сословиями и поколениями россиян, а любимыми с детства книгами в каждой русской семье были Псалтирь и жития святых. По ним не просто учились читать, по ним учились жить. О своих небесных покровителях дети узнавали с младенческих лет, знали их и любили, молитвенно обращались к ним. Ребенок дошкольного возраста уже был знаком с именами и житием наиболее известных своими подвигами и деяниями святых (преподобный Сергий Радонежский, святитель Николай Чудотворец, святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, а также святые, особо почитаемые в родном краю). [4, с 20]. В русском обществе господствовало убеждение в том, что детей нужно воспитывать на самых высоких примерах служения Богу и Отечеству.

В наши дни, когда Православие возрождается, есть молодые семьи, в которых дети, как и раньше, приобщены через своих родителей к церковной жизни и воспитываются в традициях Православной веры. К сожалению, основная масса крещеных детей лишена не только практики православного воспитания, но не имеет даже некоторых знаний о жизни христианина, о церковных таинствах, о житиях святых. Этот пробел призваны восполнить педагоги, и чем раньше начнется духовно-нравственное развитие ребенка, тем более воспитатели могут надеяться на успех.

В современной жизни не часто встречаются семьи с православным укладом, где уже с раннего возраста ребенок приучается жить по правилам церковной жизни, но они есть, и об их опыте воспитания должны знать педагоги и родители. Воспитатели дошкольных учреждений могут передать и распространить этот опыт, а также наполнить новым содержанием формы работы с детьми, характерные для общественного воспитания (занятия, наблюдения на прогулках, целевые экскурсии, индивидуальная работа с ребенком и общие праздники). Такая работа уже проводится в ряде детских садов Нижнего Тагила. На базе детского сада № 196 третий год работает постоянно действующий семинар по изучению традиций русской культуры. Педагоги города посетили несколько открытых мероприятий - праздники Рождества и Пасхи, «Осенины» и «День Победы». Родители не только готовили к ним своих детей, но и сами принимали участие в постановках, исполнив роли Марии Магдалины и императора Тиверия, а также совместно с детьми приготовили много работ для пасхальной выставки. Занятия с детьми проходят в специально оборудованном помещении - в горнице. Образы святых ребенок видит на иконах в красном углу. Дети старшего возраста уже знакомы с житиями святых братьев Кирилла и Мефодия, святителя Николая, благоверного великого князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, узнают их изображения в детских книгах [1, с. 37, 83; 7, с. 13, 60], запоминают короткие стихи. Воспитатели, понимая необходимость духовно-нравственного просвещения родителей, готовят «Календарь памятных дат», страницы которого посвящены дням памяти святых и традиционным православным праздникам, о которых дети узнают на занятиях.

Мы в самом начале пути, поэтому о конкретных результатах говорить рано. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия. Идет накопление знаний и педагогического опыта, постижение смыслов родной культуры, знакомство с новой (вернее, давно забытой) лексикой и музыкальным репертуаром.

«...Знаки, символы, образы пространства и времени России образуют текст родной культуры. Очень важно, чтобы он не превратился со временем в загадочные иероглифы, чтобы этот текст могли читать и принимать новые поколения» [3, с 4].

Нужно уже с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются тем источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.
 

Литература

1. Азбука Истоков. Из серии «Урал. Человек. Истоки». Москва, 2004.
2. Гребеньков В. А., Меньшиков В. М. Основы православной культуры (программа). Курск, 1997.
3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса. М., 2002.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.
5. Народный месяцеслов. М., Современник, 1992.
6. Основы православной культуры для дошкольников.
7. Супрун В. И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05717 c.