Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как исполнение в контексте богословия образа Божиего на христианском Востоке.

Левитский А. В.

В исторической науке на протяжении нескольких десятилетий шли споры о причинах победы христианства в греко-римском мире. Культ Юпитера или теория императорской власти обладали гораздо большей силой и объединяющим потенциалом, тем не менее в период поздней античности христианство стало объединяющим фактором или «душой» Римского государства. Для современных исследователей причины данного явления очевидны: в тяжелый переходный период ломки традиционных социальных отношений, смены мировоззренческих ориентиров христианство сумело вынести нравственный идеал за рамки земного мира и общественных отношений, направив все стремления человека на поиски спасения, которые выразились в восхождении к Богу-Творцу . Тех, кто взошел по этой небесной лествице, Церковь стала именовать святыми, преподобными.

Книга Бытия говорит о сотворении человека «по образу и по подобию» Бога (Быт. 1, 26-27). Согласно более правильному прочтению еврейского текста данный отрывок свидетельствует о том, что Бог сотворил человека «по образу Своему как подобие Его» . «Подобие» в данном случае относится к человеку. Библия, конечно, имеет в виду духовное «подобие» человека Божественному «образу». По мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Христа-Логоса . Святые отцы отмечают, что «в Адаме природа человека приобрела тленность» , а в Иисусе Христе, Новом Адаме, получила спасение (1 Кор. 15, 21-22). Ап. Павел называет Христа «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15) и в то же время говорит, что «в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Для греческой философии это было бы указанием на простые отношения Образа и Первообраза, как бы некоего подобия, основанного на природном участии низшего в высшем. В христианской мысли это стало указанием на различение в Боге природы и ипостаси, которое необходимо для утверждения Божественности Христа , поскольку, по слову св. Григория Богослова, только «целое бывает изображением целого» . Иначе говоря, философское отношение Образа к Первообразу в христианстве понимается как отношение между Сыном и Отцом, а в рамках тринитарного богословия следует говорить о «природном образе» . Но если во Христе телесно раскрылась полнота Божества, следовательно, человека можно считать образом Христа, или в терминологии Оригена «образом Образа» . Логос является прототипом, который Бог использовал при творении человека по Своему Образу, и Христос рассматривается как архетип того, каким должен быть человек .

Однако, если в еврейском языке «подобие» по сути является синонимом «образа», поясняющим все высказывание, то в греческом языке между «образом» (eikon) и «подобием» (homoiosis) есть определенная разница, которая позволяла Оригену и ряду других отцов говорить об «образе» как некоей данности, вложенной в человека от дня творения, а о «подобии» как цели, которую Адаму предстояло достигнуть путем подражания Богу. В дальнейшем святые отцы предпочитали не проводить строгого различия между «образом» и «подобием» , указывая на то, что человек как личность, как союз души и тела есть уже подобие воплощенного Логоса . Однако во времена преп. Максима Исповедника к этой теме возвратились вновь во многом потому, что в самой концепции образа заложен динамизм, потенциал к дальнейшему развитию, который может быть реализован лишь после освобождения человека от рабства греху . «Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными ему через обожение, приобщаясь Божеству во Святом Духе» . Господь Иисус Христос служит проводником, местом встречи: «потому что Он есть человек, Он един с нами; потому что Он Бог, Он един с Отцом» . Мы едины с Богом через Христа и в Нем, и слава Отца становится нашей славой (Ин. 17, 22-23). Человек не является автономным существом, но истинная человечность реализуется лишь тогда, когда он живет «в Боге» и обладает божественными качествами. Поэтому для греческой патристики было характерно понимание человека как «открытого бытия», имеющего в себе Божественную «искру» и ориентированного на дальнейшее возрастание в Боге. Этот аспект вероучения дал мощный импульс к развитию аскетики, правил духовной жизни и, что немаловажно, формированию особого образа христианина в обществе. Христианин ощущал себя не просто гражданином, соблюдающим правила законного, нравственного поведения в социуме, но, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, посредником между Богом и миром.

В христианской Церкви святой как раз и оказывается между этими двумя «полюсами»: Богом и миром. С этим связано двойственное видение человека: эмпирический человек (такой, какой он есть сейчас), и человек «онтологический», тот, который был явлен в Иисусе Христе и каким он должен стать . Таким образом, Церковь рассматривает мир в двух измерениях: мир, каким его возжелал видеть Бог, каким Он возлюбил его, и в то же время подвижническое отношение, которое требует освобождения от мира и освободить мир от царства диавола. Не случайно в древней Церкви существовало представление, что святые-подвижники составляют «авангард» христианской армии, который борется с «князем мира сего» (Ин. 12, 31) . Раннехристианские аскеты отправлялись в пустыню, место пребывания диавола (Мф. 12, 43; Лк. 8, 29), где сконцентрировано все чуждое и враждебное человеку , именно для открытой борьбы. Одновременно с этим для патристической мысли было важно подчеркнуть, что именно видимый мир и его история были сочтены достойными искупления и спасения , значит этот мир представляет ценность и от него не следует убегать, но следует преображать его. Даже при нисхождении Христа во ад Господь вывел из него всех, находившихся там (а не только ветхозаветных праведников) - «ад сделался пуст» . В подвиге святости, к исполнению которого в конечном итоге призваны все люди, есть конкретное положительное содержание. Это касается не только избавления от греха, стяжания добродетелей и приобретения нравственного совершенства, но и причастие Божественным энергиям и освящение «мировой реальности», т.е. окружающего мира и общества. Святые своей жизнью показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек . Они явили собой ту духовную красоту светозарной личности, которая и должна спасти мир, преобразить, изменить и навсегда привести в единство с Творцом.

Прп. Симеон Новый Богослов, говоря о месте святых в жизни Церкви, использует образ «золотой цепи»: святые каждого поколения, соединяясь с теми праведниками, которые умерли прежде, образуют золотую цепь, где каждый святой составляет отдельное звено, «соединенное с другими верой, делами и любовью; так в Едином Боге они образую единую цепь, которую нелегко порвать» . Святые выступают заступниками, ходатаями пред Богом во главе с Великим Ходатаем - Христом (1 Ин. 2, 1). Их подвиг веры, любви и милости, подвиг самоотречения и предания себя в руки Божии служит и нам примером. Это касается не только жизни духовной, но также интеллектуальной, поскольку между истинной церковной ученостью и святостью жизни есть тесная внутренняя связь: усвоение христианского Откровения состоит не только в приобретении знаний или формировании теоретического мировоззрения, но охватывает всю личность человека и выражается в соответствующем поведении. Отец Церкви не просто «на бумаге» показывает путь истины, но идет по нему впереди своих чад .

Многие задаются вопросом, что именно в образе святого может служить примером, чему именно подражать, ведь мы живем в совершенно иных условиях, и нас разделяют многие столетия? Вкратце ответить можно следующим образом: исполнение заданности, подлинной цели жизни человека, к которой он был призван с первых дней творения. Этот путь преображения себя и окружающего мира, путь восхождения к Богу у каждого свой. Опыт святоотеческой традиции лишь предлагает возможные варианты. Агиографический жанр настолько богат, что может служить источником и для светских историков (поскольку содержит огромный пласт сведений о цивилизации и культуре времени создания памятника) , и для богословов, и для современного читателя, который, познакомившись с жизнью святого, захочет что-то поменять в своей жизни. Это малое изменение станет началом покаяния и пути преображения, чтобы на дарованную Господом Богообразность ответить исполнением Богоподобия.


Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.
Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

«Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.

[2] Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

[3] Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

[4] Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

[5] Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

[6] Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

[7] Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

[8] Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

[9] Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

[10] Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

[11] Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

[12] См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

[13] «Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

[14] Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

[15] Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

[16] Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

[17] Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

[18] Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

[19] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

[20] Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

[21] Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

[22] Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

[23] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

[24] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

[25] Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11132 c.