Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

23.04.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

04.04.2018 | СОБРАНИЕ ПОМОЩНИКОВ БЛАГОЧИННЫХ ПО ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОШЛО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как исполнение в контексте богословия образа Божиего на христианском Востоке.

Левитский А. В.

В исторической науке на протяжении нескольких десятилетий шли споры о причинах победы христианства в греко-римском мире. Культ Юпитера или теория императорской власти обладали гораздо большей силой и объединяющим потенциалом, тем не менее в период поздней античности христианство стало объединяющим фактором или «душой» Римского государства. Для современных исследователей причины данного явления очевидны: в тяжелый переходный период ломки традиционных социальных отношений, смены мировоззренческих ориентиров христианство сумело вынести нравственный идеал за рамки земного мира и общественных отношений, направив все стремления человека на поиски спасения, которые выразились в восхождении к Богу-Творцу . Тех, кто взошел по этой небесной лествице, Церковь стала именовать святыми, преподобными.

Книга Бытия говорит о сотворении человека «по образу и по подобию» Бога (Быт. 1, 26-27). Согласно более правильному прочтению еврейского текста данный отрывок свидетельствует о том, что Бог сотворил человека «по образу Своему как подобие Его» . «Подобие» в данном случае относится к человеку. Библия, конечно, имеет в виду духовное «подобие» человека Божественному «образу». По мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Христа-Логоса . Святые отцы отмечают, что «в Адаме природа человека приобрела тленность» , а в Иисусе Христе, Новом Адаме, получила спасение (1 Кор. 15, 21-22). Ап. Павел называет Христа «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15) и в то же время говорит, что «в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Для греческой философии это было бы указанием на простые отношения Образа и Первообраза, как бы некоего подобия, основанного на природном участии низшего в высшем. В христианской мысли это стало указанием на различение в Боге природы и ипостаси, которое необходимо для утверждения Божественности Христа , поскольку, по слову св. Григория Богослова, только «целое бывает изображением целого» . Иначе говоря, философское отношение Образа к Первообразу в христианстве понимается как отношение между Сыном и Отцом, а в рамках тринитарного богословия следует говорить о «природном образе» . Но если во Христе телесно раскрылась полнота Божества, следовательно, человека можно считать образом Христа, или в терминологии Оригена «образом Образа» . Логос является прототипом, который Бог использовал при творении человека по Своему Образу, и Христос рассматривается как архетип того, каким должен быть человек .

Однако, если в еврейском языке «подобие» по сути является синонимом «образа», поясняющим все высказывание, то в греческом языке между «образом» (eikon) и «подобием» (homoiosis) есть определенная разница, которая позволяла Оригену и ряду других отцов говорить об «образе» как некоей данности, вложенной в человека от дня творения, а о «подобии» как цели, которую Адаму предстояло достигнуть путем подражания Богу. В дальнейшем святые отцы предпочитали не проводить строгого различия между «образом» и «подобием» , указывая на то, что человек как личность, как союз души и тела есть уже подобие воплощенного Логоса . Однако во времена преп. Максима Исповедника к этой теме возвратились вновь во многом потому, что в самой концепции образа заложен динамизм, потенциал к дальнейшему развитию, который может быть реализован лишь после освобождения человека от рабства греху . «Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными ему через обожение, приобщаясь Божеству во Святом Духе» . Господь Иисус Христос служит проводником, местом встречи: «потому что Он есть человек, Он един с нами; потому что Он Бог, Он един с Отцом» . Мы едины с Богом через Христа и в Нем, и слава Отца становится нашей славой (Ин. 17, 22-23). Человек не является автономным существом, но истинная человечность реализуется лишь тогда, когда он живет «в Боге» и обладает божественными качествами. Поэтому для греческой патристики было характерно понимание человека как «открытого бытия», имеющего в себе Божественную «искру» и ориентированного на дальнейшее возрастание в Боге. Этот аспект вероучения дал мощный импульс к развитию аскетики, правил духовной жизни и, что немаловажно, формированию особого образа христианина в обществе. Христианин ощущал себя не просто гражданином, соблюдающим правила законного, нравственного поведения в социуме, но, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, посредником между Богом и миром.

В христианской Церкви святой как раз и оказывается между этими двумя «полюсами»: Богом и миром. С этим связано двойственное видение человека: эмпирический человек (такой, какой он есть сейчас), и человек «онтологический», тот, который был явлен в Иисусе Христе и каким он должен стать . Таким образом, Церковь рассматривает мир в двух измерениях: мир, каким его возжелал видеть Бог, каким Он возлюбил его, и в то же время подвижническое отношение, которое требует освобождения от мира и освободить мир от царства диавола. Не случайно в древней Церкви существовало представление, что святые-подвижники составляют «авангард» христианской армии, который борется с «князем мира сего» (Ин. 12, 31) . Раннехристианские аскеты отправлялись в пустыню, место пребывания диавола (Мф. 12, 43; Лк. 8, 29), где сконцентрировано все чуждое и враждебное человеку , именно для открытой борьбы. Одновременно с этим для патристической мысли было важно подчеркнуть, что именно видимый мир и его история были сочтены достойными искупления и спасения , значит этот мир представляет ценность и от него не следует убегать, но следует преображать его. Даже при нисхождении Христа во ад Господь вывел из него всех, находившихся там (а не только ветхозаветных праведников) - «ад сделался пуст» . В подвиге святости, к исполнению которого в конечном итоге призваны все люди, есть конкретное положительное содержание. Это касается не только избавления от греха, стяжания добродетелей и приобретения нравственного совершенства, но и причастие Божественным энергиям и освящение «мировой реальности», т.е. окружающего мира и общества. Святые своей жизнью показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек . Они явили собой ту духовную красоту светозарной личности, которая и должна спасти мир, преобразить, изменить и навсегда привести в единство с Творцом.

Прп. Симеон Новый Богослов, говоря о месте святых в жизни Церкви, использует образ «золотой цепи»: святые каждого поколения, соединяясь с теми праведниками, которые умерли прежде, образуют золотую цепь, где каждый святой составляет отдельное звено, «соединенное с другими верой, делами и любовью; так в Едином Боге они образую единую цепь, которую нелегко порвать» . Святые выступают заступниками, ходатаями пред Богом во главе с Великим Ходатаем - Христом (1 Ин. 2, 1). Их подвиг веры, любви и милости, подвиг самоотречения и предания себя в руки Божии служит и нам примером. Это касается не только жизни духовной, но также интеллектуальной, поскольку между истинной церковной ученостью и святостью жизни есть тесная внутренняя связь: усвоение христианского Откровения состоит не только в приобретении знаний или формировании теоретического мировоззрения, но охватывает всю личность человека и выражается в соответствующем поведении. Отец Церкви не просто «на бумаге» показывает путь истины, но идет по нему впереди своих чад .

Многие задаются вопросом, что именно в образе святого может служить примером, чему именно подражать, ведь мы живем в совершенно иных условиях, и нас разделяют многие столетия? Вкратце ответить можно следующим образом: исполнение заданности, подлинной цели жизни человека, к которой он был призван с первых дней творения. Этот путь преображения себя и окружающего мира, путь восхождения к Богу у каждого свой. Опыт святоотеческой традиции лишь предлагает возможные варианты. Агиографический жанр настолько богат, что может служить источником и для светских историков (поскольку содержит огромный пласт сведений о цивилизации и культуре времени создания памятника) , и для богословов, и для современного читателя, который, познакомившись с жизнью святого, захочет что-то поменять в своей жизни. Это малое изменение станет началом покаяния и пути преображения, чтобы на дарованную Господом Богообразность ответить исполнением Богоподобия.


Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.
Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

«Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.

[2] Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

[3] Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

[4] Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

[5] Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

[6] Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

[7] Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

[8] Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

[9] Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

[10] Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

[11] Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

[12] См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

[13] «Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

[14] Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

[15] Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

[16] Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

[17] Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

[18] Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

[19] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

[20] Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

[21] Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

[22] Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

[23] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

[24] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

[25] Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.



Старый стиль 11Май среда Новый стиль) 24Май Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Мокия (ок. 295). Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Совершается всенощное бдениеМефодия (885) Совершается всенощное бдениеи Кирилла (869), учителей Словенских. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомРавноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Деян., 41 зач., XVIII, 22-28. Ин., 43 зач., XII, 36-47. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47). "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему. Молитвы Тропарь священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 6Подвигом добрым подвизався,/ жизнь твою страданиями за правду увенчав,/ преселился еси в Небесныя обители,/ идеже предстоя Престолу Святыя Троицы,/ моли, святителю Иосифе,/ граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися. Кондак священномученика Иосифа, митрополита Астраханскогоглас 2Яко звезда пресветлая,/ возсиял еси, святителю Иосифе, во Астрахани,/ идеже родился и воспитался еси/ и за верность Богу и властем законным мученическую смерть приял еси./ Мы же, чтуще страдания твоя, зовем ти:/ святителю Иосифе, от мятежников убиенный,/ моли Христа Бога о душах наших. Тропарь равноапостольных Мефодия и Кириллаглас 4Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша. Кондак равноапостольных Мефодия и Кириллаглас 3Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших. Кондак на молебне равноапостольного Кириллаглас 2Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе. Ин кондак на молебнеглас 2Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу. Величание Величаем вас,/ святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле,/ вся словенския страны/ ученьми своими просветившия// и ко Христу приведшия. Тропарь священномученика Мокияглас 4И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Мокие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Мокияглас 8Вооружився щитом веры,/ нечестивых ополчения стерл еси, священномучениче,/ и венец от Христа взял еси, Мокие,/ тем и, со Ангелы радуяся, спасай от бед поющия тя,/ моля непрестанно о всех нас. Тропарь святителя Никодима, архиепископа Сербскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Никодиме,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Тропарь преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерахглас 1Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение. Кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерахглас 4Явился еси древним отцем ревнитель,/ в темней пещере светлым житием ясно просияв,/ и озарил еси сердца поющих тя,/ Богомудре отче Софроние. Службы11 мая: Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских 11 мая: Обновление Царьграда. Священномученика Мокия Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Ашхабад Архангельская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских г. Северодвинск Астанайская епархия:Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских пос. Первомайский Белгородская епархия:Храм Святых равноапп. Мефодия и Кирилла г. Белгород Берлинско-Германская епархия:Храм равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских г. Гамбург Великотырновская епархия:Храм свв. Кирилла и Метфодия г. Велико-Тырново Владивостокская епархия:Храм равноапп. Кирилла и Мефодия Учителей словенских г. Владивосток Владимирская епархия:Храм Кирилла и Мефодия при Владимирском университете г. Владимир Волгоградская епархия:Храм св. Иосифа Астраханского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм во имя Кирилла и Мефодия г. Сальск Воронежская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Воронеж Вяземская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пос. Угра Вятская епархия:Храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла учителей Словенских г. Кирово-Чепецк Горловская епархия:Свято-Кирилло-Мефодиевский храм г. Горловка Губкинская епархия:Храм Кирилла и Мефодия с. Малые Маячки Донецкая епархия:Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Макеевка Екатеринбургская епархия:Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм священномученника Иосифа Астраханского пос. Совет-Квадже Запорожская епархия:Храм в честь Равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Запорожье Калачевская епархия:Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Волжский Кемеровская епархия:Храм в честь Кирилла и Мефодия г. Кемерово Курганская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Курган Липецкая епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Матырский г. Липецк Минская епархия:Свято-Духов Кафедральный Собор г. Минск Московская епархия (городская):Храм Кирилла и Мефодия на Дубровке г. Москва Храм Кирилла и Мефодия с. Кутьино Храм Кирилла и Мефодия в Ростокино г. Москва Московская епархия (областная):Храм Кирилла и Мефодия г. Железнодорожный Храм равноапп. Кирилла и Мефодия дер. Конев Бор Кирилло-Мефодиевский храм г. Подольск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Электрогорск Храм Кирилла и Мефодия пос. Оболенск Храм Кирилла и Мефодия на Левобережной г. Химки Мукачевская епархия:Кирилло-Мефодиевский женский монастырь г. Свалява Нарвская епархия:Храм свв. равноап. Кирилла и Мефодия г. Нарва Нижегородская епархия:Храм во имя Святых Кирилла и Мефодия г. Нижний Новгород Одесская епархия:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Одесса Омская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Береговой Пражская епархия:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия г. Прага Пятигорская епархия:Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ст. Преградная Россошанская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Новотолучеево Самарская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в Купчино г. Санкт-Петербург Храм свв. равноап. Кирилла и Мефодия, учителей словенских г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саранск Сарапульская епархия:Благовещенский женский монастырь г. Сарапул Саратовская епархия:Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Саратов Сыктывкарская епархия:Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия г. Ухта Тамбовская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Тамбов Казанский мужской монастырь г. Тамбов Тульская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Михалково Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм Кирилла и Мефодия ст. Убинская Уфимская епархия:Храм Кирилла и Мефодия г. Уфа Воскресенский собор г. Уфа Харьковская епархия:Храм сщмч. Александра, архиеп. Харьковского г. Харьков Хустская епархия:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия г. Хуст Челябинская епархия:Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских г. Челябинск Черняховская епархия:Храм Кирилла и Мефодия пос. Большаково Шадринская епархия:Храм Кирилла и Мефодия с. Шатрово Статьи на Православие.Ru Священномученик МокийМаксимин велел привязать его к двум колесам, которые, вертясь, разры­вали его тело на куски. Кровь святого обильно разливалась по земле, но сам он пел хвалу Богу. Вдруг колеса разбились, и мученик снова появился в трибунале, весь в крови, но невредимый. Образ Кирилла и Мефодия в современной русской МинееВалерий ЛепахинПриближение 1000-летия России в 1862 году усилило в стране интерес к тем, кто стоял у истоков славянской грамоты. Именно тогда было много сделано для прославления святых Кирилла и Мефодия. Епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) составил в память Кирилла и Мефодия новое последование всей службы, при этом он бережно сохранил древний первоначальный текст. Эту службу включили в майскую Минею. Служба была отпечатана тиражом 35 тыс. экземпляров, включена в дополнительную Минею и была разослана по российским церквам, а также по храмам других славянских народов, которые использовали тогда русские богослужебные книги. О святых Солунских братьях, их житиях и новой книге «Кирилл и Мефодий»Антон ПоспеловКнига вышла три месяца назад, а я уже делаю для себя новые пометочки, на случай, если она кого заинтересует, и кто-то захочет ее переиздать Заветы святых Кирилла и МефодияДиакон Владимир ВасиликЧто значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили? Пространное житие МефодияМораване, убедившись, что немецкие попы не приятели им, послали к апостолику: «Дай нам Мефодия архиепископом и учителем». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 7-й по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора10 / 23 мая 2015 г. Суббота 6-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:53 мин. Размер 112.3 Mb)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06389 c.