Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как норма социально-психологического развития.

Попова Е. Г.

Название настоящей статьи совершенно обоснованно может вызвать у многих недоумение, и даже протест. Действительно, мы привыкли к тому, что жизнь святых связана с чудом, окружена ореолом неземного и сверхъестественного. Как же возможно говорить о святости как норме, которая ассоциируется у нас с чем-то среднестатистическим, серым и обыденным?! Конечно, когда мы задаем такую планку для жизни человека, мы не утверждаем, что каждый человек должен стать святым, мы лишь говорим о направленности и законах его развития. Формат статьи не позволяет нам подробно раскрыть данную проблему, поэтому обозначим в тезисной форме основную логику наших рассуждений.

1. Уникальность природы человека определяется тем, что он создан по Образу и Подобию Божию, наделен бессмертной душой, которая бьется на пороге, как писал Ф.И. Тютчев, как бы двойного бытия. Давний спор между сторонниками креационистской и эволюционной теорий происхождения человека снимается ответом на вопрос: по каким законам живет человек, что делает человека человеком, а что убивает его, превращая его в скотоподобное или дьяволоподобное существо (прп. Иустин)?

2. Поврежденность человеческой природы первородным грехом, через который человечество стало уязвимым для греха, болезней и смерти, генетическая наследственность, которой наделяют родители своих детей, во многом предопределяет его внутренние жизненные импульсы: потребности и способности, направленность его воли (См: Зорин К.В. Что такое наследственная порча: Взгляд православного врача. - М., 2004).

Возможны два сценария жизненного пути человека: 
Жизнь  
  Ущербность
Здоровье  
  Зависимость
Свобода  
  Болезнь
Целостность  
  Смерть

Целостность человека определяется:
во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;
в-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;
в-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантов;
в-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа. 
Ветхий человек, отпавший от Бога, может преодолеть свою ущербность, неполноту, одиночество, обреченность только в богообщении, устремив свою волю к небесам.

3.
В основе социально-психологической адаптации личности лежит процесс взращивания человеческого в человеке: его духовно-нравственное воспитание.

Духовная жизнь человека, согласно святоотеческому учению, имеет свои ступени развития.

Первая ступень начинается тогда, когда уверовавший рождается духовно в таинстве Крещения. Он «кается в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного… и пребывает в нем как семя» (Симеон Новый Богослов). На этой ступени человек, тем не менее, сохраняет унаследованную им от прародителей (Адама и Евы) природу, подверженную болезням, смерти, склонную к греху, то есть всему тому, что возникло в ней вследствие первого грехопадения (ветхого человека). Поэтому во всей остроте встает проблема об условиях и средствах развития в душе нового начала, полученного в крещении и последующих таинствах (нового человека).

Вторая ступень – есть правильная (праведная) духовная жизнь.

«Семя благодати» у одних христиан, «лукавых и ленивых» (Мф. 25, 26), может так и остаться непроросшим и потому бесплодным (Ин. 12, 24), у других же, попадая на «добрую землю», дает всходы и приносит соответствующий плод. Этот плод и означает искомое приобщение Духу Святому. В этом отражается главнейший принцип православного понимания духовной жизни - «стяжание Духа Божьего» - и цель жизни всякого христианина, живущего духовно (прп. Серафим Саровский).

Верующему, получившему в таинствах все дары Духа Святого, требуется еще приобщение Богу, которое возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в различных видах подвига, проистекающего из стремления к исполнению заповеди о любви к Богу и ближнему. Сила веры обнаруживается в силе подвига. Основное, что происходит при духовном росте человека – это внутреннее изменение по образу Христа, и, отсюда, его «инаковость» по сравнению «с образом мира сего» (1 Кор. 7, 31).
Ставших иными по отношению к миру, стяжавших Духа Святого и явивших силу Его в нашем мире, Церковь с самого начала называет святыми и этим указывает на их трансцендентность миру, «на их своеобразные силы и виды деятельности, качественно не сравниваемые со свойственными миру, на их вышемирность, на пребывание в сферах, недоступных обычному разуму, но не на их нравственность»… Нравственность, сама не входя в состав понятия святости, отчасти служит одним из благоприятных условий их вышемирности, отчасти проявляется как следствие таковой»… (Павел Флоренский).

Иными словами можно сказать:
- «святость – это чуждость по отношению к миру греха, полное отрицание его»,- святость – это не просто моральное совершенство, хотя и соединена с ним неразрывно, но «соприсносущность неотмирным энергиям»;- «святость есть не только отрицание всякого зла этого мира и не только явление иного мира, Божественного, но и утверждение «мировой реальности через освящение этой последней», т.е. «святость – не что-то самозамкнутое, но активная сила, имеющая глубокое преобразующее воздействие на человека и мир в целом, и потому она прямо отвечает обетованию Божию о мире: «Будет Бог во всем» (апостол Павел)»… Это означает, что «последняя цель и совершенный смысл всего существующего, и в первую очередь человека, состоит в полном его преображении и единении с Богом» (Павел Флоренский).
Отсюда становится очевидным, насколько жизненно важно изучение пути духовной жизни и ее закономерностей, открытых святыми, изучение той строгой системы в ней, которая осуществляется в постепенном искоренении страстей и последовательном приобретении богоподобных свойств - свидетелей обетованного состояния христианина.

Две главнейшие добродетели святых, составляющих «начало и венец лествицы, возводящей человека к тому совершенному благу, которое уготовал Бог любящим Его»: смирение и любовь.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом 
   
            Любовь к Богу     Царствие Небесное (вечная Жизнь)
   
            заповедиБожии      
     
          Духовность как святость. От Образа Божия к Богоподобию          
                   
            покаяние            
                       
Другой человек – средство достижения  удовольствия, власти, денег   Псевдодуховная жизнь. Путь фарисеев манипу- Я покаяние Духовность как нравственность. Путь любви заповеди Другой человек – цель, ценность
  ляция
  Бездуховная жизнь. Скотоподобие агрессия   Блаженства
   
              сотворениекумира            
        «Бес-духовность». Демонизация.От Образа Божия к «диаволочеловеку»      
             
Царство диавола (вечная Смерть)                        
        Одержимость            
       
                                           

«Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, - а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия – другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество»[1]. Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека.


[1] Маслоу А. «Хрестоматия по гуманистической психотерапии» стр.116-117. 



Старый стиль 12Июль вторник Новый стиль) 25Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Прокла и Илария (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Михаила Малеина (962). Мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев. Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56 . Лит. - 1 Кор., 144 зач., X, 5-12. Мф., 66 зач., XVI, 6-12. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12). "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской", сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться. Молитвы Ин тропарь преподобного Арсения Новгородскогоглас 4Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша. Кондак мучеников Прокла и Иларияглас 4Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша. Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоаннаглас 2Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне. Ин тропарь преподобнаго Михаила Малеинаглас 8В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Михаиле, дух твой. Кондак преподобного Михаила Малеинаглас 2Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Симона Воломскогоглас 4От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость. Кондак преподобного Симона Воломскогоглас 8Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 4Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручицаглас 4Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 3Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица'глас 8Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний. Службы12 июля: Мучеников Прокла и Илария. Преподобного Михаила Малеина. 12 июля: Иконы Пресвятой Богородицы Троеручица Сайты приходов:Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь с. Макарьево (Лысковская и Лукояновская епархия) Храм Иконы Божией Матери Казанская в Хмелёвке пос. Васильсурск (Лысковская и Лукояновская епархия) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря (Ставропигиальные монастыри РПЦ) Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев (Костромская епархия) Собор Покрова Пресвятой Бог
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.13186 c.