Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как норма социально-психологического развития.

Попова Е. Г.

Название настоящей статьи совершенно обоснованно может вызвать у многих недоумение, и даже протест. Действительно, мы привыкли к тому, что жизнь святых связана с чудом, окружена ореолом неземного и сверхъестественного. Как же возможно говорить о святости как норме, которая ассоциируется у нас с чем-то среднестатистическим, серым и обыденным?! Конечно, когда мы задаем такую планку для жизни человека, мы не утверждаем, что каждый человек должен стать святым, мы лишь говорим о направленности и законах его развития. Формат статьи не позволяет нам подробно раскрыть данную проблему, поэтому обозначим в тезисной форме основную логику наших рассуждений.

1. Уникальность природы человека определяется тем, что он создан по Образу и Подобию Божию, наделен бессмертной душой, которая бьется на пороге, как писал Ф.И. Тютчев, как бы двойного бытия. Давний спор между сторонниками креационистской и эволюционной теорий происхождения человека снимается ответом на вопрос: по каким законам живет человек, что делает человека человеком, а что убивает его, превращая его в скотоподобное или дьяволоподобное существо (прп. Иустин)?

2. Поврежденность человеческой природы первородным грехом, через который человечество стало уязвимым для греха, болезней и смерти, генетическая наследственность, которой наделяют родители своих детей, во многом предопределяет его внутренние жизненные импульсы: потребности и способности, направленность его воли (См: Зорин К.В. Что такое наследственная порча: Взгляд православного врача. - М., 2004).

Возможны два сценария жизненного пути человека: 
Жизнь  
  Ущербность
Здоровье  
  Зависимость
Свобода  
  Болезнь
Целостность  
  Смерть

Целостность человека определяется:
во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;
в-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;
в-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантов;
в-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа. 
Ветхий человек, отпавший от Бога, может преодолеть свою ущербность, неполноту, одиночество, обреченность только в богообщении, устремив свою волю к небесам.

3.
В основе социально-психологической адаптации личности лежит процесс взращивания человеческого в человеке: его духовно-нравственное воспитание.

Духовная жизнь человека, согласно святоотеческому учению, имеет свои ступени развития.

Первая ступень начинается тогда, когда уверовавший рождается духовно в таинстве Крещения. Он «кается в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного… и пребывает в нем как семя» (Симеон Новый Богослов). На этой ступени человек, тем не менее, сохраняет унаследованную им от прародителей (Адама и Евы) природу, подверженную болезням, смерти, склонную к греху, то есть всему тому, что возникло в ней вследствие первого грехопадения (ветхого человека). Поэтому во всей остроте встает проблема об условиях и средствах развития в душе нового начала, полученного в крещении и последующих таинствах (нового человека).

Вторая ступень – есть правильная (праведная) духовная жизнь.

«Семя благодати» у одних христиан, «лукавых и ленивых» (Мф. 25, 26), может так и остаться непроросшим и потому бесплодным (Ин. 12, 24), у других же, попадая на «добрую землю», дает всходы и приносит соответствующий плод. Этот плод и означает искомое приобщение Духу Святому. В этом отражается главнейший принцип православного понимания духовной жизни - «стяжание Духа Божьего» - и цель жизни всякого христианина, живущего духовно (прп. Серафим Саровский).

Верующему, получившему в таинствах все дары Духа Святого, требуется еще приобщение Богу, которое возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в различных видах подвига, проистекающего из стремления к исполнению заповеди о любви к Богу и ближнему. Сила веры обнаруживается в силе подвига. Основное, что происходит при духовном росте человека – это внутреннее изменение по образу Христа, и, отсюда, его «инаковость» по сравнению «с образом мира сего» (1 Кор. 7, 31).
Ставших иными по отношению к миру, стяжавших Духа Святого и явивших силу Его в нашем мире, Церковь с самого начала называет святыми и этим указывает на их трансцендентность миру, «на их своеобразные силы и виды деятельности, качественно не сравниваемые со свойственными миру, на их вышемирность, на пребывание в сферах, недоступных обычному разуму, но не на их нравственность»… Нравственность, сама не входя в состав понятия святости, отчасти служит одним из благоприятных условий их вышемирности, отчасти проявляется как следствие таковой»… (Павел Флоренский).

Иными словами можно сказать:
- «святость – это чуждость по отношению к миру греха, полное отрицание его»,- святость – это не просто моральное совершенство, хотя и соединена с ним неразрывно, но «соприсносущность неотмирным энергиям»;- «святость есть не только отрицание всякого зла этого мира и не только явление иного мира, Божественного, но и утверждение «мировой реальности через освящение этой последней», т.е. «святость – не что-то самозамкнутое, но активная сила, имеющая глубокое преобразующее воздействие на человека и мир в целом, и потому она прямо отвечает обетованию Божию о мире: «Будет Бог во всем» (апостол Павел)»… Это означает, что «последняя цель и совершенный смысл всего существующего, и в первую очередь человека, состоит в полном его преображении и единении с Богом» (Павел Флоренский).
Отсюда становится очевидным, насколько жизненно важно изучение пути духовной жизни и ее закономерностей, открытых святыми, изучение той строгой системы в ней, которая осуществляется в постепенном искоренении страстей и последовательном приобретении богоподобных свойств - свидетелей обетованного состояния христианина.

Две главнейшие добродетели святых, составляющих «начало и венец лествицы, возводящей человека к тому совершенному благу, которое уготовал Бог любящим Его»: смирение и любовь.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом 
   
            Любовь к Богу     Царствие Небесное (вечная Жизнь)
   
            заповедиБожии      
     
          Духовность как святость. От Образа Божия к Богоподобию          
                   
            покаяние            
                       
Другой человек – средство достижения  удовольствия, власти, денег   Псевдодуховная жизнь. Путь фарисеев манипу- Я покаяние Духовность как нравственность. Путь любви заповеди Другой человек – цель, ценность
  ляция
  Бездуховная жизнь. Скотоподобие агрессия   Блаженства
   
              сотворениекумира            
        «Бес-духовность». Демонизация.От Образа Божия к «диаволочеловеку»      
             
Царство диавола (вечная Смерть)                        
        Одержимость            
       
                                           

«Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, - а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия – другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество»[1]. Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека.


[1] Маслоу А. «Хрестоматия по гуманистической психотерапии» стр.116-117. 



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07006 c.