Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Жития святых как пример исполнения антропологической заданности замысла Божия о человеке.

Иерей Дмитрий Моисеев

Жития святых являются уникальным примером того, как человек свободно восходит к совершенству в уподоблении Богу по благодати, преодолевая внутренние и внешние препятствия к этому духовному совершенству.

Совершенство человека в восточных духовных практиках предполагает автономное от Бога и мира восхождение к безликим высотам. Совершенствование в христианской традиции предполагает сближение образа бытия человека, любящего Бога и стремящегося исполнять Его заповеди, с законами Того, к Кому обращена эта любовь. Энергия христианского подвижника в процессе делания сопрягается с энергией Божественной благодати. Человек верующий и любящий Бога из сокровищницы сердца своего выносит деяния, помышления и слова, созвучные с волей и энергиями (действиями) Бога в мире.

Человека Бог призвал из небытия, сотворил по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26-27) для того, чтобы человек, свободно раскрывая образ Божий в себе обрел уподобление Богу не по природе, но по благодати. Человек в познании Бога и в приближении к Нему призван обрести блаженство, что и изложено в заповедях блаженства в Нагорной проповеди.

Идеалом совершенного человека является Господь наш Иисус Христос. Господь наш Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный человек, Новый Адам, как пишет об этом св. ап. Павел: «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею» (Быт. 2,7); а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба » (1 Кор. 15, 445-47). Образец святости для всех верующих - Господь наш Иисус Христос, в жизнь Которого и должен облечься христианский подвижник.

Господь уже соделал спасение человеческого рода, искупив нас на Кресте. Это является той объективной истиной, которая полагает основу нашего спасения. Однако для спасения лично каждого человека это необходимое, но недостаточное условие. Для спасения души требуются желание и усилия каждого конкретного человека, чтобы спасительные заслуги Господа нашего Иисуса Христа были приусвоены в самой человеческой жизни. Знакомство с житиями святых помогает верующему совершить собственный духовный путь.

Для русского человека святость являлась нормой, а грех - отклонением от нормы. Это, казалось бы, расходится и с реальной жизнью и с пониманием нормы с математической точки зрения, как средней части кривой нормального распределения, на которую приходится основная часть индивидуумов из всей совокупности социума. Однако так может казаться только на первый взгляд. Путь святости - путь серединный, царский, устраняющий крайности в духовной жизни. Жизнь верующего человека должна в той или иной степени приближаться к этой норме, а крайние, греховные отклонения - оставаться на периферии общественной и духовной жизни, тем более что грех либо врачуется покаянием, либо пресекается со смертью нераскаявшегося грешника. Вот что пишет в своей книге «Святые Древней Руси» Георгий Федотов:

 «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», и далее: «

Разумеется, духовная жизнь в христианстве имеет некоторые общие законы, лучше сказать, нормы. Но эти нормы не исключают, а требуют разделения методов, подвигов, призваний» [1].

Человек - существо свободное и призван Богом свободу свою употребить для достижения благобытия, то есть святости, свободно взойти при содействии благодати Божией во славу детей Божиих. Для личного спасения человек должен совершить духовный путь от смертного, падшего и тленного состояния в котором пребывает, от жизни по стихиям мира сего, к состоянию восстановленному, нетленному, небесному. Путь этот начинается со слышания гласа Божьего - внимания сердцем призывающей благодати Божией и последованием ему. Решительным и решающим шагом в духовной жизни является момент Крещения, как оставления ветхого образа жизни и облечение в новый. В таинстве Крещения как бы проецируется дальнейшая духовная жизнь христианского подвижника, которая, как из семени, произрастает из начатков даров Духа Святого, преподанных в таинстве Миропомазания.

На пути исполнения заповедей Божиих у подвижника встречаются трудности:

- неведение правильного выбора в конкретной духовно-нравственной ситуации, коллизии которой разрешаются при содействии благодати Духа Святаго, обретаемой посредством молитвы и слышания или чтения Слова Божьего;

- тление произволения, то есть неспособность осуществить до конца правильно выбранное действие из-за греховной поврежденности воли;

- тщеславные помыслы, как последнее искушение необходимое для испытания совершенства благого намерения, которое избрал и исполнил подвижник.

Препятствия первого рода разрешаются обретением богопросвещенного ума. Сие есть дар Божий, посылаемый просящим этот дар у Бога. В конкретном практическом исполнении это означает, что каждый христианин для совершения своего спасения должен углубляться в изучение Священного Писания и Священного Предания. Формы этого обучения могут быть разными - от слышания Слова Божьего в евангельских чтениях в храме и размышления о нем на проповеди или дома до постижения этого Слова в молитве и богословских трудах Святых Отцов.

Пример тому - житие прп. Антония Великого, услышавшего голос Божий в храме при евангельском чтении о богатом юноше и вышедши из храма, исполнившего повеление Господа. Пример - житие прп. Марии Египетской, слышащей глаголы Божии в пустыни и наученной через них Священному Писанию. Пример - житие прп. Серафима Саровского, читавшего каждый день по одной книге из Нового Завета и говорившего, что наш ум должен, «как бы плавать в Священном Писании». Пример - житие свт. Луки, архиеп. Крымского, услышавшего призыв Божий в евангельском обращении Господа к Петру: «паси овцы моя» и вернувшегося к архиерейскому служению в годы гонений в Ташкенте.

Препятствия второго рода преодолеваются исполнением заповедей Божиих. Тление произволения нашей природы (тление воли), описанное в трудах преп. Максима Исповедника [2], выражено хорошо в словах апостола Павла, в его послании к Римлянам: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Для того, чтобы исцелилось это тление нашей воли, необходим навык практического доброделания, реального исполнения заповедей Божиих. Один из отцов-подвижников говорил, что ничто так нравственно не назидает, как до конца выполненное дело. В русском народе есть такая поговорка: «конец - всему делу венец». В педагогике известно, что участие взрослых в творчестве ребенка необходимо, поскольку ребенок сам ещё не в состоянии завершить начатое дело - в нем еще нет навыка доводить дело до конца. В практическом, каждодневном доброделании человек научается исполнению нравственного выбора, сделанного совестью и сердцем, до конца.

Святой человек - это человек в подвиге духовном достигший совершенства, то есть во всех случаях при выборе добра и зла свободно избирающий добро, и не только избирающий, но имеющий внутреннюю силу удержаться в этом выборе и исполнить заповедь Божию до конца.

При условии, если и выбор сделан правильно, и заповедь исполнена, необходимо преодолеть еще третье испытание - испытание тщеславием. Как учат Святые Отцы - тщеславие, как ржавчина, может разъесть всякое доброе дело. Подвижнику на пути к Небу, действительно, нужно пройти огонь и воду, и медные трубы. Огонь - нравственного выбора, воду - терпения и трудов и медные трубы славы и признания. Для того, чтобы пройти это последнее препятствие, необходимо иметь правильное духовное устроение на первых двух этапах - при совершении нравственного выбора призывать помощь Божию: «да будет воля Твоя, а не моя» (человеческая); при исполнении дела, вверять себя воле Божией и просить помощи Духа Святаго, «иже везде сый и вся исполняй», чтобы иметь силы довести начатое дело до конца. Тогда и выбор, указанный Богом мы не будем присваивать себе и силы, употребленные для совершения намеченного не припишем к своим, человеческим усилиям, но уразумеем в своих действиях всесильную помощь Божию. Тогда мы словами св. ап. Павла сможем сказать себе: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Поэтому исполнение всякого дела благого для христианского подвижника - это лишь еще один повод воздать хвалу Богу - Творцу нашему и Промыслителю: «не нам, не нам, но Имени Твоему, Господи, даждь славу». В этом видится чудная духовная гармония, позволяющая личности свободно и самостоятельно сделать духовно-нравственный выбор и, в то же время, предохраниться от тления гордыни и тщеславия, которые как плесень и ржа истребляют плоды духовного делания.

В Священном Писании говорится: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). В своем существовании человек имеет заданность, вложенную в его природу Богом. Заданность эта выражается в жизни человеческой в стремлении к совершенству и благу. Из Священного Писания мы знаем, что «никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18, 19). Человек стремиться к раскрытию в себе того Первообраза, по образу и подобию которого он создан сам. Стремление это должно выражаться в свободном избрании человеком пути, ведущего к совершенству, и свободном отвержении пути, уводящего от него. Путь этот обозначен деятельным раскрытием человеком образа Божия в себе, проявление которого - есть исполнение заповедей Божиих, посредством чего человек и уподобляется Богу в добродетелях. 

С.Хоружий пишет:

 «Прямым развитием концепции "уподобления Богу" в православной мысли явилось учение об обожении. Общепризнано, что это учение "определило всю антропологию Православия" [3]; идея обожения предстает в своих христологических аспектах: событие Боговоплощения выступает как указание и призыв к соединению человека с Богом во Христе, утверждаемому как бытийное назначение человека; а догматы о природе Христа, о соединенности в Нем природы, а также воли Божественной и человеческой, выступают как предпосылки, создающие онтологические условия для такого соединения. (Отсюда уже видно, что идея обожения подводит к выводу о прямом характере связи и общения человека и Бога, вразрез с идущими от античности представлениями об опосредованной, иерархической связи)» [4].

Как же святые люди исполнили свое предназначение по отношению к творению Божию, по отношению к видимому миру? О. Олег Давыденков пишет:

 «Человек, по учению святых отцов, занимает та­кое место во Вселенной, что только через него весь веществен­ный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать»[5].

Согласно представлениям Святых Отцов, человек призван был соединить собой мир видимый и невидимый и привести их к Богу. Через исполнение заданности, вложенной в человеческую природу Богом, святые христианские подвижники восходили к исполнению своего предназначения и по отношению к видимому миру, становясь проводниками благодати Божией, нисходящей в этот дольный мир. По словам прп. Максима Исповедника; "человек призван воссоединить в себе любовью природу тварную с природой нетварной. Через себя человек соединяет всю совокупность тварного космоса, чувственного и сверхчувственного". Примером послушания зверей человеку могут послужить всем известные жития прпп. Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Герасима Иорданского, Антония Великого (отец монашества повелевал вредным насекомым не приближаться к его делянке и те слушались его), Марии Египетской (лев, по просьбе иеромонаха выкопал могилу для великой пустынницы). Могилу вырыли львы и прп. Павлу Фивейскому. В житии того же преподобного говорится о том, как ворон приносил пищу к нему, так же как приносил пищу ворон и пророку Божьему Илии, и др.
Святой человек достигал видения присутствия Бога во всех проявлениях жизни и для него весь мир и жизнь сама становились местом его личного общения с Богом. В. Н. Лосский писал:

"Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ни­чего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его чело­веческом существе, тогда Сам Бог со Своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обожение человека и всего тварного мира"[5].


Литература:

1. Федотов Г.П.. Святые Древней Руси. М., Московский рабочий, 1990. С.27.
2. Творения преп. Максима Исповедника. Кн.I, Кн.II , М.: Мартис, 1993, 1994.
3. Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М. 1996. C. 143.
4. Хоружий С. Православная аскеза - ключ к новому видению человека. Сборник статей. 
Гл. 1. Антропология православия./ Электронная библиотека ЕПДС. Библиотека «Благовещение».
5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие // Курс лекций, ч. 3. М., 1997. С. 93.



Старый стиль 9Сентябрь пятница Новый стиль) 22Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Совершается служба на шестьПраведных Богоотец Иоакима и Анны. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Севериана (320). Совершается служба со славословиемПрп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Евангельские ЧтенияЕф., 217 зач., I, 7-17. Мк., 32 зач., VIII, 1-10. Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Богоотцов: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 36 зач., VIII, 16-21.* Чтения прп. Иосифа Волоцкого читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Еф. 1, 7-17; Мк. 8, 1-10). Насытив четыре тысячи семью хлебами, Господь "тотчас восшед в лодку, прибыл в пределы Далмануфские", как будто ничего особенного не сделано. Таково истинное доброделание - делать и делать, не обращая внимание на сделанное, и всегда забывая задняя, простираться впредняя. У исполненных доброты это бывает как бы естественно. Как богатырь поднимает большие тяжести, не замечая того, а малосильный и малую тяжесть подняв, не может этого забыть; так сильный добротой всякое добро делает без напряжения, только бы случай; а скудный добротою без напряжения не может обойтись: оно и памятно ему, и он все на него посматривает, все озирается. Доброе сердце жаждет доброделания, и не бывает довольно, когда не наделает добра вдоволь, как не бывает сыт человек, пока не наестся. Как здесь, пока чувствуется голод, помнится обед, а когда голод утолен, то все забыто. Так и у истинно доброго помнится доброе дело, пока еще не сделано, а когда сделано, то и забыто. Молитвы Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анныглас 2Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша. Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анныглас 2Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную. Тропарь преподобного Иосифаглас 5Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим. Кондак преподобного Иосифаглас 8Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговскогоглас 4Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими. Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговскогоглас 4Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим. Службы9 сентября: Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. Святого мученика Севериана. Преподобного игумена Иосифа Волоцкого 9 сентября: Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского 25 июля: Успение святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады и Евпраксии. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского Сайты приходов: Барнаульская епархия:Храм Феодосия Черниговского с. Теньга Бежецкая епархия:Храм Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" с. Сельцы Берлинско-Германская епархия:Приход святых праведных богоотец Иоакима и Анны г. Хайдельберг Брестская епархия:Храм Свято-Крестовоздвиженский д. Омеленец Брюссельско-Бельгийская архиепископия:Храм прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы г. Брюссель Витебская и Оршанская епархия:Храм Святого Иосифа Волоцкого Чудотворца дер. Заслоново Владимирская епархия:Храм Иоакима и Анны в Лунёво г. Владимир Храм Николая Чудотворца в Кусуново г. Владимир Храм в честь праведной Анны г. Ковров Волгоградская епархия:Храм Святителя Феодосия Черниговского г. Волгоград Храм Феодосия Черниговского с. Умет Вологодская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Торгу г. Вологда Храм в честь святых праведных Иоакима и Анны с. Носовское Выксунская епархия:Храм в честь Успения святой праведной Анны г. Выкса Вяземская епархия:Храм Всемилостивого Спаса с. Тесово Днепропетровская епархия:Храм Святителя Феодосия Черниговского пос. Новоалександровка Донецкая епархия:Мужской скит в честь свт. Феодосия Черниговского с. Кармазиновка Елецкая епархия:Храм Иоакима и Анны пос. Елецкий Запорожская епархия:Храм в честь Святителя Феодосия Черниговского с. Новоднепровка Казанская епархия:Храм Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне г. Казань Калининградская епархия:Храм Иоакима и Анны п. Большое Исаково Киевская епархия:Храм свт. Феодосия Черниговского г. Киев Клинцовская и Трубчевская:Храм Зачатия праведной Анной с. Чубковичи Храм Петра и Павла г. Клинцы Костромская епархия:Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь г. Макарьев Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Курская епархия:Храм свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны с. Долгое Храм святителя Феодосия Черниговского с. Попово-Лежачи Минская епархия:Храм свт. Феодосия Черниговского дер. Петришки Могилевская и Мстиславская епархия:Храм в честь Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны г. Могилёв Московская епархия (городская):Храм Всех Святых на Соколе г. Москва Храм Иосифа Волоцкого в Старом Беляеве г. Москва Храм Николая Чудотворца г. Волоколамск Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве г. Москва Московская епархия (областная):Иоакимо-Анновский храм с. Акиманны (Аким-Анна) Храм Иоакима и Анны г. Можайск Храм Воскресения Христова г. Волоколамск Храм Иосифа Волоцкого с. Павловская Слобода Храм Иосифа Волоцкого пос. Развилка Храм Иконы Божией Матери "Казанская" г. Котельники Муромская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Вязники Нижегородская епархия:Храм в честь святых праведных Иоакима и Анны пос. Гидроторф Новгородская епархия:Софийский собор г. Великий Новгород Переславская епархия:Храм Рождества Богородицы с. Гагаринская Новоселка Псковская епархия:Храм свв. Иоакима и Анны на Полонище г. Псков Ровенская епархия:Скит святой Праведной Анны Городокского Свято-Николаевского женского монастыря с. Онишковцы Ровеньковская епархия:Храм Праведных Богоотец Иоакима и Анны г. Ровеньки Россошанская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Новотолучеево Ростовская епархия:Храм праведных Иоакима и Анны г. Ростов-на-Дону Рубцовская епархия:Храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с. Усть-Порозиха Рязанская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Борисково Храм Иоакима и Анны г. Рязань Борисо-Глебский собор г. Рязань Самарская епархия:Храм во имя свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Санкт-Петербург Храм иконы Божией Матери "Милующая" ('Достойно есть') в Галерной гавани г. Санкт-Петербург Симферопольская епархия:Храм святителя Феодосия Черниговского г. Севастополь Скопинская епархия:Храм Воздвижения Креста Господня с. Клкотки Слуцкая епархия:Храм святой праведной Анны аг. Оношки Ставропигиальные монастыри РПЦ:Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Иосифо-Волоцкий мужской монастырь с. Теряево Тверская епархия:Храм Богоявления с. Семендяево Храм Иосифа Волоцкого пос. Сахарово Храм Рождества Христова с. Луковниково Тульская епархия:Храм Иверской иконы Божией Матери с. Борщевое
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.28611 c.