Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная »10 лет Обществу "Трезвение" »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -
- -
Главная

- -  

Традиции православной трезвости

Протоиерей Алексий Мороз
 

Основоположником русских православных трезвенных традиций по справедливости считается выдающийся ученый, педагог и подвижник благочестия Сергей Александрович Рачинский (02.05.1833-02.05.1902).

По происхождению, образованию и природным талантам его ждала блестящая карьера ученого. Но он не пожелал жить в тлетворной атмосфере атеистического и тщеславно-эгоистического духа "образованного общества" своего времени, который презирал за богоборческий, антирусский и антигосударственный характер. Вполне сознательно Сергей Александрович оставляет должность профессора Московского университета и поселяется в родовом имении Татево Вельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). В 1875 году он выстраивает в Татево прекрасное школьное здание, в стенах которого этот поистинне народный учитель воплотил идеалы русского просвещения, выработанные славянофилами.

С. А. Рачинский направил народную школу на высоконравственный путь, благодаря которому естественно и благодатно развивались духовные сокровища русской души. Начало этого пути - храм Божий. Путь - самобытное развитие духовных, нравственных, умственных и эстетическиих талантов русского • народа. Цель пути - великое и немыслимое для прагматического Запада духовное преображение всей народной жизни согласно заповедями Спасителя. "Такого образования и воспитания - говорил Сергей Александрович, -- не получал еще ни один народ мира. Пусть получит его народ русский, который должен сказать свое жизненное слово прочим народам Востока и Запада, ждущим нового откровения. И, без сомнения, он скажет его, если просвещение русского народа произойдет в строго-христианском духе ".

Естественно, что учитель всеми силами ограждал детские души от пагубного влияния на них порока пьянства. "С самого начала моей школьной работы, - пишет Сергей Александрович, - я не мог не обратить внимание на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде... Само собой разумеется, что в моей школе пьянство сделалось предметом частых и настойчивых бесед с учениками... Зло столь очевидное, столь горько отзывающееся на жизни детей, не могло представляться им иначе, как злом. Давались обещания, принимались решения ему не поддаваться. Насчет необходимости ограждать от него детей соглашались со мною и все разумные родители". Неустанно напоминал добрый учитель о коварстве спиртного, убеждал своих воспитанников не соблазняться первой рюмкой, через которую порок пьянства начинает овладевать человеком. Рачинский настолько отдал себя своим подопечным, что один из его современников заметил: "Он был не только учителем своих учеников, мне кажется, мало будет назвать его отцом. Школа была его дом, школьники - его семья, для которой он работал, не покладая рук".

"Для меня стало очевидным, - пишет далее Рачинский, - что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. Единственное средство, которое я мог` придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртного.

Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, нами был произнесен в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год.

С тех пор этот обет ежегодно 5 июля обновлялся почти теми же лицами, с небольшим ежегодным численным приростом. Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Состояло общество почти исключительно из бывших учеников Татевской школы, и постоянное его ядро составляли вышедшие из этой школы учителя".

Следует отметить, что первое трезвенное движение 60-70-х годов XIX века в России к тому времени уже угасло. Это было закономерно: оно не имело ярких лидеров, четкой программы действий и было малочисленно. Рачинскому было суждено не только возродить русское трезвенное движение, но и дать ему верное направление развития. Высокий духовно-нравственный опыт утверждения трезвости Рачинского вскоре становится широко известным в России, а Татево превращается в своеобразную столицу православной трезвости России.

Сергей Александрович Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он не уставал повторять до самой своей смерти.

Как глубоко и искренне верующий православный христианин, Сергей Александрович сразу же указал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости - "желание жить жизнью, Богу угодною", "жить в Боге и для Бога". Сергей Александрович неустанно повторял, что главное направление православной трезвенной работы - это практическое осуществление заповедей Божиих.

Народ чувствовал, что губительный порок пьянства гасит в душе свет правды Христовой, а потому живо интересовался беседами о Православной вере. Сергей Александрович указал на основной метод работы - соединение идей трезвости с православным просвещением. Народный учитель подчеркивал, что посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний в Православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость. Он часто говорил, что рядом со вниманием ко всякому доброму слову, слышимому в храме, школе или обществе трезвости, рождается стремление осуществить в жизни воспринятое сердцем учение.

Рачинский определил и главное средство обретения трезвой жизни -обет трезвости как церковную форму отречения от пьянства. Обет трезвости -стержневой вопрос в православном опыте утверждения трезвой жизни. От того, как он решается в приходе, напрямую зависят результаты деятельности приходского общества трезвости. Нужно помнить: обет трезвости должен принимать, как правило, не посторонний или малоизвестный для прихожан человек, но тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта, кто искренне готов жить трезвой жизнью, кто намерен служить делу утверждения трезвой жизни. Если кандидат в трезвенники не соответствует этим критериям, обет трезвости для него неполезен, поскольку данный Богу обет зачастую нарушается! Почему? Потому что к этому духовному акту подходят с нежеланием трудиться над собой, быстренько получить облегчение и... сбежать из храма - побыстрее и подальше.

Благодатная церковная форма отречения от пьянства - обет трезвости -предлагается человеку не для того, чтобы ее бездумно нарушать, ибо преступивший становиться клятвопреступником. Рачинский говорил, что обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека. Он должен начать жить церковной жизнью, должен расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать такие негативные черты характера как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень; обязан приложить все усилия к действенному покаянию.

Как удобнее и легче все это совершить? Конечно же, участвуя в приходской работе и пользуясь поддержкой членов общества трезвости. Сергей Александрович первым в России объяснил необходимость распространения идей трезвости во всероссийском масштабе. Он сформулировал главную стратегию преодоления алкоголизации населения: надежный заслон ей должны поставить сильные приходские, школьные и семейные трезвенные традиции. Народный учитель подчеркивал, что человек будет надежно огражден от пагубной страсти к спиртному только тогда, когда его семья и приход будут не просто воздерживаться от "злоупотребления спиртным", но активно развивать и совершенствовать трезвенную работу.

Сергей Александрович обращал внимание, что проблема алкоголика -это проблема (а чаще всего вина) всей семьи и прихода. Именно члены семьи и прихожане должны были заметить начало развития алкоголизма у своего ближнего. Они вместе с педагогами своей активной трезвенной позицией обязаны были надежно оградить подрастающее поколение от этой духовно-нравственной болезни.

Необходимость вносить свой вклад в дело утверждения трезвой жизни, говорил С. А. Рачинский, лежит на каждом православном христианине общечеловеческой обязанностью служения своему ближнему. Сергей Александрович указал на необходимость осуществления основного принципа противостояния злу - развитие трезвенного движения во всероссийском масштабе. Поэтому народный учитель не уставал призывать к созданию в приходах православных обществ и братств трезвости.

А как строилась трезвенная работа непосредственно в Татевском обществе трезвости? Рачинский сообщает нам: "Я пользовался для бесед о трезвости единственным случаем, который для этого представлял мой образ жизни. В воскресные дни между утреней и обедней в школу приходили многие крестьяне в настроении добром и благоговейном с желанием услышать, или, если они грамотны, прочесть что-либо душеполезное. В разговорах с ними речь весьма часто касалась пьянства. Немногие из них (по большей части родители или родственники моих учеников) присоединялись к нашему обществу трезвости".

Сергей Александрович определил для себя правило: лично проводить беседы с каждым, кто выражает желание стать членом Татевского общества трезвости. Обеты трезвости принимались на один год. Рачинский считал, что для людей, особенно страждущих от алкоголизма, обет трезвости должен сначала даваться на небольшой срок: полгода или год. Учитель пояснял: "За человеком, чтобы окрепла его воля, должна быть оставлена разумная мера свободы".

Этот принцип Рачинского затем использовался в абсолютном большинстве дореволюционных обществ трезвости. Их члены давали обет трезвости примерно на следующий срок: 20% членов - на три месяца, 30% -на полгода, 30% - на год, 10% - на три и более лет, и 10% - на всю жизнь.

Рачинский сформулировал закон духовной жизни, говорящий о том, КАК подобно пьянству, преодолеваются и другие пороки общества: "На частном, относительно маловажном примере пьянства мы видим, что единственное действенное средство борьбы против зла есть полная победа над ним в нас самих". Совершенно верно, только преодолев зло, порок, гнездящийся в нас самих, мы можем помочь в этой борьбе и другим, хотящим последовать нашему примеру.

Сергей Александрович всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. Он настойчиво объяснял: "Авторитет и нравственная сила священника, для коего пьянство невозможно, тотчас удесятеряются. К нему всегда примыкает группа абсолютно трезвых людей, прочное ядро будущего общества трезвости".

В конце XIX - начале XX века для Русской Православной Церкви одной из приоритетных задач являлось утверждение трезвого образа жизни. В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям "...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...". В 1885 году Синод предписывал епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях. Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым (21.05.1827-10.03.1907), призвало духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни. В 1909 году Синод вновь обратился к правящим архиереям всех епархий с просьбой "силою архипастырского влияния и власти" вменить вверенному им духовенству в обязанность "воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а также при решении дел общественных и частных".

Как в прежних своих определениях, так и в определении 1909 года, Святейший Синод указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле развития трезвенных традиций в России. Человека, страдающего от пристрастия к спиртному, недостаточно было убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, которые облегчили бы внутреннюю борьбу с этой пагубной страстью. Такой именно цели и служили приходские православные общества трезвости. Люди, желающие навсегда прекратить саморазрушение личности алкогольными и табачными ядами, встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами приходского общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни.

После смерти С.А. Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором самым большим и авторитетным патриотическим объединением, являлось основанное в 1881 году Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Это Общество было создано в ответ на злодейское убийство Царя-Освободителя Александра II и просуществовало более 36 лет, до 1918 года. Почетный член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения святой праведный Иоанн Кронштадтский подчеркивал, что "...Общество существует и ведет свою благотворную просветительскую деятельность вследствие густо объявшей значительную часть народа Русского тьмы страстей и пагубных пороков, неверия, суеверия, вольнодумства, либерализма, неповиновения Церкви, властям. Цель общества - убедить... неверных и колеблющихся сынов и дочерей Церкви и отечества сделаться верными и преданными.."".

С 1895 по 1918 год Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения руководил сподвижник и друг св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерей Философ Николаевич Орнатский (21.05.1860-20.07/02.08.1918), священномученик, убиенный большевиками в 1918 году (причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года). Его ближайшего соратника в деле утверждения трезвой жизни,замечательного пастыря-подвижника Александра Васильевича Рождественского (11.10.1872-05.07.1905), без всякого преувеличения можно назвать знаменем дореволюционного русского православного трезвенного движения начала XX века. Именно отец Александр в помощь гибнущим от алкоголя людям основал 30 августа 1898 года при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге самое знаменитое в нашей стране Александро-Невское общество трезвости.

Отец Александр... Достаточно назвать это имя и всем православным трезвым людям становится ясно, о ком идет речь. Когда велики дела человека, имя его сокращается. Так было и с ревностным пастырем, апостолом трезвости Александром Васильевичем Рождественским.

В 1897 г. он, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, назначается священником в небольшой деревянный храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Именно в этом огромном фабрично-заводском районе северной столицы стремился служить Божьему делу молодой ревностный батюшка.

- Туда, туда, где много дымящихся фабричных труб, - зовет его горячее сердце - Там грохот колес и лязг металла глушат духовную сущность человека, стирают у него образ Божий. Там нужны работники, живые люди. Там много горя народного. Там люди - камни...

Примечательно, что батюшка никогда в жизни не пил спиртное. Еще когда он был студентом Духовной академии, товарищи не могли склонить его выпить ни одного глотка вина:

  • Кровью пахнет, - говорил он, отстраняя предлагаемую рюмку.
  • Как кровью?! - изумлялись сокурсники.
- Так... Много из-за алкоголя пролито крови, много драк, убийств. Вот и пахнет. Не могу пить...

Создание общества трезвости батюшка объяснял так:

"Необходимость устройства кружка трезвенников при Воскресенской церкви чувствовалось уже давно. Вот кается на исповеди человек, нередко запивающий и чувствующий себя безсильным в борьбе с пороком; просит он совета и поддержки. Как это удобнее всего сделать пастырю? Вот приходит женщина, нередко в слезах, жалуясь на мужа, пропивающего семью - как помочь ей пастырю церкви? Вот жалуется человек на дурную компанию, от которой ему не отстать, с которой погибнет он в пьянстве и разврате - кого ему дать в товарищи для поддержки? Вот, наконец, отстал иной от пьянства, поддерживая немощных, поднимая падших, - как им полезнее всего приложить к делу свои силы? Конечно, всего этого легче и лучше достичь через общество или кружок трезвенников: получая исцеление сами, недугующие пьянством часто незаменимы для возвращения на добрый путь уклонившихся от него".

Горячий призыв священника Александра Рождественского "За Христа, за трезвость!" получил широкий отклик в Санкт-Петербурге и губернии. Александро-Невское общество трезвости за несколько лет разрослось до масштабов общегородского, а его отделения охватили всю столицу, пригороды и уездные города.

  •  
    • Брат! Пойдем к отцу Александру, - говорили друг другу петербургские рабочие, - пусть он нас вытащит из болота пьянства и распутства...
    • Ваня! - умоляла мужа убитая горем жена - Пойди к отцу Александру! Он поможет тебе остепениться...
Отца Александра нам Бог дал, - с душевным облегчением говорили о ревностном батюшке как гибнущие от алкоголя несчастные люди, так и их матери, жены, дети. Да, батюшку Александра Васильевича Рождественского страждущему народу дал Сам Бог. Не человеческое хотение, но Божие изволение преобразило неутомимого пастыря в огромную общественную силу, в символ русской православной трезвости, неотразимо говорящее уму и сердцу понятие.

- Так считает отец Александр! - слышится в разговорах петербургских рабочих, как мощный подтверждающий аргумент.

Святое слово "отец", приложенное петербуржцами к имени батюшки не было ни обозначением его общественного положения (своего рода "титулом"), ни привычным наименованием пастыря. Священник Александр Рождественский стал тем, кто рождает людей к нормальной, естественной, трезвой жизни.

Следует отметить, что в Санкт-Петербургском Александро-Невском обществе трезвости изначально обращается внимание не только на воздержание от "употребления" спиртного как добродетель. Гораздо большее значение придается целостному развитию личности. Для этого члены общества учатся здоровому образу жизни и бесконфликтному общению, совершенствуют свое профессиональное мастерство, приобщаются к русской культуре, и, конечно же, воцерковляются.

Отец Александр ставит для своего общества задачу гораздо выше, чем только борьба за трезвость своих членов. Какую? Он устремляет их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Этому он учит с помощью вне богослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет; с помощью чтений, литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств и торжественных крестных ходов. Жизнь многих петербуржцев во многом изменили организованные батюшкой Крестные ходы в Александро-Невскую лавру, Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, паломнические поездки на Валаам.

Более же всего батюшка Александр верит в отрезвляющую силу церковных таинств, молитв, а также произнесенного и печатного слова. Во время простых и кратких бесед с народом отец Александр излагал свои мысли преимущественно в конкретных образах и примерах, давая слушателям нечто цельное, законченное, способное войти в живую связь с их личной жизнью. Пастырские беседы подобного толка производят впечатление на тысячи людей, очищают их сознание от ложных убеждений, от мелочных интересов и порочных устремлений, пробуждают потребность высшей, духовной жизни.

Редактируемые батюшкой многочисленные книги и четыре религиозно-нравственных журнала ("Отдых Христианина", "Трезвая Жизнь", "Воскресный Благовест", "Известия по Санкт-Петербургской Епархии") содержат в себе не просто скучную риторику или бесцветные рассуждения на религиозные темы, а наполняются живым словом, которое становится реальной отрезвляющей силой.

Насколько было плодотворно слово отца Александра (в особенности печатное) можно судить уже потому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости - самое многочисленное в России - уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек. 70 тысяч трезвых людей!

"Ведь это значит, - писал известный литератор Е. Поселянин, - 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада!

Это - громадная область, оторванная у сатаны, это - - великий живой дар Царствию Божию".

С 1905 года после смерти священника Александра Рождественского возглавлял Санкт-Петербургское Александро-Невское общество (с 1914 года -Всероссийское Братство) трезвости, а также являлся настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Петр Алексеевич Миртов (1871-1918?). При священнике Петре Миртове деятельность Александро-Невского общества трезвости неоднократно была удостоена высших наград: золотой медали на Санкт-Петербургской выставке по борьбе с пьянством в 1910 году, золотой медали на Царскосельской юбилейной выставке, малой золотой медали на Первой Западно-Сибирской выставке в Омске, почетных дипломов на Дрезденской и Туринской международных выставках в 1911 г.

Высокие результаты трезвенной работы получили Высочайшее одобрение. В 1912 году Государь Император Николай Александрович подарил Александро-Невскому обществу трезвости яхту "Марево" для устройства на ней плавучей церкви и противоалкогольного музея.

За двенадцать лет руководства Александро-Невским обществом трезвости протоиерей Петр Миртов организовал более 30 Крестных ходов в каждом из которых участвовало свыше 100 тысяч человек. Батюшкой было издано около 300 книг и брошюр, под его редакцией выпускались 4 журнала ("Отдых христианина", "Трезвая жизнь", "Воскресный благовест", "Известия по Петроградской епархии"). За это время общий тираж всех изданий превысил 3 миллиона экземпляров. В Обществе и его 12 отделениях в Санкт-Петербурге и губернии действовало 7 библиотек и 5 школ и детский сад. За выдающиеся пастырские труды в 1915 году священник Петр Миртов был награжден митрой. К 1917 году число членов Александро-Невского Всероссийского Братства трезвости превышало 140 тысяч. Все они дали Богу обет трезвости.

Горький пьяница вдруг перестает пить! Что же за тайная сила в этом обете трезвости?

- Какими воздействиями вы оказываете влияние на записывающихся у вас алкоголиков? - спросили однажды у протоиерея Петра Миртова.

- Мы стараемся действовать на религиозное сознание, а также пробуждение самоуважения в человеке, - пояснил отец Петр, - Мы говорим ему: ты обещаешься не пить перед Крестом и Евангелием. Но не смотри на это как на клятву или присягу: нет, ты приносишь добровольную жертву Богу и отдаешь Ему остаток трезвой воли. Ты становишься членом общества, на тебя ложится обязанность не только не пить, но и распространять идею трезвости среди других. Становясь членом общества трезвости, даже на два или три месяца, он чувствует подъем воли, и, в громадном большинстве случаев держится крепко.
  • Но почему же записываются на срок три месяца, два, а не на всю жизнь?
  • Мы редко записываем на всю жизнь. В первый раз принятия обета трезвости мы бессрочно не записываем никогда. Пусть записывается накороткий срок, испытает себя не раз, убедится в необходимости трезвости для себя лично.

Человек, желающий преодолеть алкогольную или табачную зависимость, должен перед обетом трезвости исповедоваться и по возможности причаститься Святых Христовых Тайн. Исповедь должна быть неформальной и полной. Если человек раньше занимался каким-либо видом оккультизма или посещал оккультистов, (экстрасенсов, колдунов, астрологов, бабок и т.п.), а также увлекался йогой или другими восточными учениями, на исповеди он должен пройти чин отречения от занятий оккультизмом (если ранее его не проходил).



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06166 c.