Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Храм свт. Николая Чудотворца » Из истории храма святителя Николая »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -
- -
Храм свт. Николая Чудотворца

- -  

Из истории храма святителя Николая

Прежде чем говорить об истории храма святителя Николая и его сегодняшней жизни, немного поразмыслим, а зачем вообще нужен храм и что такое православный храм. А ведь храмы воздвигает «не царь, не Бог и не герой». Храмы всегда строят люди, и строят всем миром - по копеечке, по кирпичику, нищие и богатые, грешники и праведники. Почему же мы снова и снова, уже 1022 года, возводим и восстанавливаем храмы? Зачем нам вера?

Как сказал один настоятель монастыря, жизнь человека представляет собой не очень долгий путь от роддома до кладбища и хорошо, если на этом пути человеку попадется храм Божий, а еще лучше, если человек в этом храме задержится и задумается о смысле и цели своей жизни.

Если человек - это всего лишь «покойник в отпуске», ибо его не было до  рождения и вскоре снова не станет - уже навсегда, т. е. небытие выпустило на побывку и снова стерло. Тогда жизнь - это бессмыслица. Мир даже не заметит исчезновение еще одного «потребителя», «покупателя» и «телезрителя». Тогда уместно задавать себе самому последний вопрос: « Почему ты еще живешь? Какой у тебя повод к жизни?» Смысл жизни человека придает лишь то, что выше ее. Жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

Смысл нашей земной жизни - это подготовка к вечности. Кто в этой земной жизни не почувствовал, хотя бы однажды, предощущение вечной жизни - как бы легкое веяние из иного мира? Господь Иисус Христос стал человеком, пришел на землю, чтобы показать нам путь в Царство Света - Царство Небесное.

а) Дореволюционная история.

В жизни существует какой-то таинственный механизм, благодаря которому прошлое через будущее возвращается в настоящее. Примеров тому много. В Москве построен храм Христа Спасителя. На прежнем месте, и форма его и размеры прежние, но все же в чем-то он другой. В Екатеринбурге восстановлена Николаевская церковь Нуровского приюта. Не на пустом месте, сохранились и неплохо, два её этажа. Внешне храм почти повторяет свой дореволюционный облик, только колоколенка несколько иная. Но люди воспринимают вновь воссозданный храм как пришельца из другого времени.

В дореволюционном Екатеринбурге при Горном попечительстве детских приютов, учрежденного «с Высочайшаго соизволения Государыни Императрици Марии Федоровны в 1857 был открыт детский приют с наименованием по фамилии основателя - «Приют Нурова».

Память об этом благодеянии пережила на столетия жертводателя. Михаил Ананьевич Нуров, по инициативе и на средства которого, не самого богатого, кстати, екатеринбургского купца, был создан приют его имени, был коренной екатеринбуржец. Родился он в 1831 году в семье купца-сальника; образование получил домашнее; в 16 лет остался круглой сиротой, унаследовав от отца скотобойню, салотопенный завод и получив полную свободу действий. Несмотря на юные года, он был уже зрел умом и духом, в делах проявлял осторожность, был удачлив и скоро превзошел отца. Салотопенное дело в те годы процветало; уральское сало имело большой спрос и в стране, и за границей, особенно в Англии.

"Сальные" деньги пускались не на гульбу, а на развитие салотопенного производства, на покупку золотых приисков в Оренбургской области, на крупные сделки с хлебом и листовым железом. Капитал рос и преумножал сам себя. Нуров богател. Богатея, Михаил Ананьевич, в отличие от многих своих коллег-купцов, был щедрым благотворителем. На его средства были построены не только Нуровский приют и церковь при нем, но ещё сквер в центре города с «Нуровской вазою», Покровская церковь при мужской гимназии, а в самой гимназии его иждивением были созданы библиотека и физический кабинет.

Первоначально приют был невелик, в нем не было спален, и дети, их было 30 душ, посещали его только днем.

Через десять лет рядом с первым приютским домом вдоль Сибирского проспекта на средства учредителя было построено двухэтажное каменное здание. В его нижнем этаже и было открыто спальное отделение для детей, а в верхнем - "иждивением" М.А. Нурова была устроена домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Служба в церкви началась 3 февраля 1877 года.

Николаевская церковь была маленькой и скромной и по внешнему виду, и по внутреннему убранству. Её внешний декор мало отличался от декора многих жилых зданий города. Может быть поэтому, когда в начале двадцатых годов прошлого века её закрыли, снесли колоколенку и два купола, она совсем стала неотличима от них, и это её и спасло от окончательного разрушения. Так и простояла она, невидная и незаметная для жадных глаз воинствующих атеистов, почти в целости и сохранности до начала третьего тысячелетия, пережив многие храмы Екатеринбурга.

В официальных церковных и светских документах её как градо-Екатеринбургская Николаевская церковь. Причт церкви был невелик: священник, дьякон да церковный староста. Кроме них при храме состояли сторож, звонарь и караульный.

О Нуровском приюте, перефразируя известную поговорку, можно было бы сказать так: приют невелик, а спать не велит. «Бессонницей» от приютских дел мучались в меньшей мере члены попечительства и в большей руководители приюта: попечительница, вдова учредителя приюта, Клавдия Ивановна Нурова; директор, доктор медицины и статский советник Александр Андреевич Миславский, следующий директор - врач Уральского горного управления и Уральского горного училища, тоже статский советник Николай Александрович Арнольдов, смотрительница и две её помощницы, да законоучитель отец Димитрий.

Оба доктора, и Миславский, и Арнольдов, были людьми бестеневой, как светильник в операционной, как стерильный бинт, нравственности. Образцовым был и приют. Другим он быть просто не мог, потому, что каков поп, таков и приход.

Что же представлял из себя приют? В него принимали, по распоряжению попечительства мальчиков и девочек, начиная с 4-5 лет. Это были в основном круглые сироты из мещанского и крестьянского сословия. Мальчики воспитывались до 12 лет, так как именно этот возраст, по российскому законодательству, был минимальным для допущения детей на работу. «Обязательное увольнение приютянок, если они не получали особого назначения при приюте», производилось по достижении ими 17 лет. Под «особым назначением» подразумевалось оставление некоторых воспитанниц в приюте для исполнения ими обязанностей руководительницы хора, чтецов и певчих при церкви. В 1906 году в приюте жило 45 пансионеров и 88 девочек и мальчиков, приходивших в него только на учебу.

Жизнь приюта текла заведенным порядком. Так бы она и текла себе ещё долго-долго, если бы не 1917 год, в одночасье насильственно и жестоко перевернувший уклад жизни всех россиян.

Коммунистические идеологи, как известно, были большими выдумщиками на различные массовые революционные мероприятия, с помощью которых они умело поднимали активность трудящихся. Эти мероприятия в разное время назывались по-разному: воскресники и субботники, просто дни, недели или декады, посвящавшиеся каким-либо событиям, месячники ударного труда, пятилетки, вахты памяти и т.д. При проведении одного из таких мероприятий в 1920 году, названном Неделей фронта, все екатеринбургские приюты, сохранявшие ещё старорежимные названия, были переименованы. Нуровский приют стали называть Домом Свободы.

От «рассвета» - освящения Николаевской церкви, до «заката» - её закрытия прошло менее полувека. В 1924 году здание церкви со снесенной колокольней и куполами было передано Уральскому отделению Геологического Комитета.

б) Наши дни. История восстановления.

В 2003 году, по решению коллектива Уральского государственного горного университета, в 3-м учебном здании (ул. Куйбышева, 39) на средства выпускников, преподавателей, студентов и других жертвователей и благодетелей началось восстановление Свято-Николаевской церкви - Храма горняков России.

Первыми во время летней практики на подготовительные строительные работы вышли студенты-шахтостроители. Ребята очистили многолетние слои штукатурки со священных стен, погрузили четырнадцать КАМАЗов земли и строительного мусора - а это более 110 тонн...

Год за годом воплощался грандиозный замысел восстановления горняцкой святыни. В 2004 году была воздвигнута колокольня и отлито семь колоколов общим весом 566 килограммов. Заказ выполнялся на крупнейшем предприятии России и Европы ЗАО «Пятков и К°», которое изготавливало колокола для Собора Василия Блаженного, екатеринбургского Храма-на-Крови и многих других церквей и храмов.

Немало интересных фактов связано с периодом восстановления Храма. Так, в июне 2005 года на строительной площадке первого этажа был показан спектакль православного театра им. А.П. Чехова «Чаша скорби, чаша милости».

Все театральное действо разворачивалось вокруг последних дней жизни Державной Семьи Романовых, заключенных под стражу в доме екатеринбургского инженера Ипатьева.

Разрушенные стены и отчасти сохранившиеся на них фрески как нельзя лучше заменили декорации. На храме еще не было крыши. В середине спектакля пошел дождь - будто сами небеса оплакивали судьбу святого семейства...

Знаменательной датой в судьбе Храма горняков стал день 23 ноября 2006 года, когда состоялось освящение его куполов и креста. В торжественном обряде участвовал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В тот же день золотые маковки и крест были воздвигнуты на храм.

В 2009 году внешнее убранство храма - памятника культуры XIX века было завершено, по праздничным дням он возвещает о себе колокольным звоном. Внутри здания на первом этаже были отремонтированы два учебных класса и построена крестильня. Большая купель выполнена из мрамора разных цветов и предполагает проведение Крещения с полным погружением. Великая Среда Страстной седмицы 2010 года войдет в историю УГГУ. 31 марта первая группа студентов крестилась в Храме Горняков России.



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05322 c.