Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

- -

- -
Общество православных педагогов

«Слово главного редактора»
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ


-Прошедший XX век в России продолжил и до¬вел до логического конца процесс смены са¬кральной и сакрализованной культуры куль¬турой секулярной и секуляризирующейся. В итоге в отечественном образовании, в педагогической науке, как и в общественной жизни страны, на долгие годы восторжествовал государственный атеизм. Однако это не привело к ожидаемому благоденствию общества и человека, к расцвету педагогического знания. Более того, из советской педагогики исчез человек, вытеснен¬ный рационализированными, идеологическими схема¬ми.
Читать дальше »


«Слово пастыря»
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


-Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — «Единственная светлая точка в буду¬щем человечества — это пробуждение веры у современной русской интел¬лигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа—римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом пра¬вославном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощу¬тил эту его исключительную силу.
Читать дальше »


«Педагогика православия в поиске»
Педагогические аспекты учения Церкви о страстях


-В условиях демократических реформ в России оказались разрушенными многие социальные связи, нормы, правила поведения и деятельности, что привело к распространению различных зависимостей среди несовершеннолетних, таких как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, агрессия и др. Эти и подобные им пороки соотносимы с учением Православной Церкви о страстях. Методы воспитания, профилактики, реабилитации, построенные на понима¬нии страстей как телесных недугов, на подавлении личностного начала, приоритете коллектив¬ных интересов, в новой ситуации оказались малоэффективными.
Читать дальше »


«Педагогика православия в поиске»
Антон Семенович Макаренко православный педагог?


-На рубеже 80-90-х годов XX века устами доктора педагогических наук Ю.П. Азарова Макаренко был объявлен тираном, страшнее Сталина1. После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений России фактически не знают педагогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича. Зато в ФРГ и Японии студент педагогического учебного заведения не сможет успешно завершить обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко. В России 13 марта нынешнего года лишь небольшие группы поклонников Макаренко отметили его 120-летний юбилей.
Читать дальше »


«Православная педагогика и гуманитарное знание»
Традиция или идеология: основная проблема современного образования


-Мировоззрение строится либо на тради¬ции, либо на идеологии. Традиция скла¬дывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция — это всегда обновляющаяся жизнь, пере¬даваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осу¬ществлять свою особую миссию в этом мире. Вне тра¬диции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, ор¬ганизуемую извне массу.
Читать дальше »


«Православная педагогика и человек»
Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке.


-Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рационального знания о нем, - прежде всего, - в науке. Но вначале - несколько слов о духовной ситуации в мире вообще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - глобализация и постмодернизм. Технология глобализации и идеология постмодернизма — эти, можно сказать, две головные боли современного мира — в настоящее время очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит?
Читать дальше »


«Православная педагогика и человек»
Цена семьи: опыт в Германии


-К проблеме возрождения ценности семьи, семейного воспитания наш журнал обращается постоянно. Это связано с тревожащей всех демографической ситуацией сложив¬шейся в современной России, распространением социальных пороков в среде несовершенно¬летних, предупреждение которых недостижимо без воссоздания института семьи, всех функ¬ций семьи в социокультурных реалиях сегодняшнего дня. Статья епископа Штутгартского Агапита (Горачека) построена на материалах доклада прочитанного на V международной научно-практической конференции «Семья и будущее России», прошедшей в феврале 2008.
Читать дальше »


«Духовное наследие России»
Основы христианской культуры


-Культура есть явление внутреннее и органи¬ческое: она захватывает самую глубину чело¬веческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она от¬личается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты ду¬шевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внеш¬ней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отстало¬сти и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка.
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно


-Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической полезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Духовные смыслы публичного слова


-Научно-педагогическая общественность России столкнулась с немыслимым еще в недавнем прошлом феноменом сексуального насилия и убийства детей. Мы согласны с автором предыдущей статьи Б.А. Алмазовым, что проблема стала остро актуальной и требует разрешения. Периодическая печать полна все новых сообщений о педофилах, о поразительно мягких для характера преступлений наказаниях, о неизлечимости данной патологии. Молчать о таких фактах нельзя. Однако настораживает сам характер публикаций, заданный уровень обсуждения и его видимая безрезультатность.
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Какую личность формирует программа «Школа 2100»?


-Поиск путей реформирования образования, формирования духовно-нравственной личности учащихся осуществляется в соответствии с законом посредством разработки и апробации экспериментальных образовательных программ, в которых обеспечивается системность использования содержания, форм, средств и методов воспитания. Одной из широко разрекламированных экспериментальных образовательных программ последнего времени стала программа «Школа 2100». Опыт ее реализации вызвал среди педагогической и родительской общественности самые полярные оценки.
Читать дальше »


«Духовная культура в школе»
Понятие воспитания в православной педагогической традиции


-В последние годы понятие «воспитание» уходит на периферию теории и практики педагогики и образования, актуализируется понятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва¬ря 2005 г.). «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образователь¬ных цензов)»
Читать дальше »


«Для семейного чтения»
Воспитание Царских дочерей


-В настоящее время часто приходится слышать жалобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни терпения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы можем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, - сокрушаются матери, - не целомудренны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих;».

Читать дальше »


«Критика и библиография»
«Убеждаясь и мыслью, и сердцем» ( из книги «Пристрастие»)


-От редакции:Академик Б. В. Раушенбах — наш современник, который в полной мере испытал на себе влияние «государственного атеизма» и сумел остаться духовно свободным. В своей книге «Пристрастие» он делится размышлениями о роли религии в жизни общества и человека, о судь¬бах Православия в современной России, оставаясь при этом последовательно научным в своей аргументации. Редакция публикует фрагмент из этой книги, в котором религиозность относит¬ся автором к фундаментальным свойствам человеческого бытия.
Читать дальше »


«Критика и библиография»
Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).


Старый ЕкатеринбургНе менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из¬данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна. Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля Градо-Екатеринбургской Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.
Читать дальше »


[1-14] 

Старый стиль 6Ноябрь воскресенье Новый стиль) 19Ноябрь Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7. Поста нет. Совершается служба на шестьСвт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Совершается служба со славословиемПрп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - Еф., 221 зач., II, 14-22. Лк., 39 зач., VIII, 41-56. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8-12 , или прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения свт. Павла читаются, если ему совершается служба. * * Чтения прп. Варлаама читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Еф. 2, 14-22; Лк. 8, 41-56). Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль-сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: "молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится". Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей. Молитвы Тропарь преподобного Варлаама Керетскагоглас 1Божественною свыше просветився благодатию, преподобне,/ мир оставил еси,/ житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/ любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/ евангельски Христу последовал еси,/ и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/ и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/ Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/ Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/ не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/ и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/ против зельнаго обуревания плаваше,/ промышлением Божественнаго разума направляем,/ и около Святаго Носа непроходимый путь морский/ от ядовитаго червия/ благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/ и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/ и, равноангельное житие пожив,/ темже и по преставлении источаеши чудес благодать/ иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/ вопием ти: моли Христа Бога,/ да спасет души наша. Кондак преподобного Варлаама Керетскагоглас 2Все умное свое желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси,/ и житейския молвы отринув,/ в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/ добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/ и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне со Ангелы Святей Троице предстоя,/ отнюду же и Всевидящее око, твоя труды видев,/ даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/ иже тебе с верою почитающим/ исцеление подаваеши невидимо/ и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/ от враг видимых и невидимых ненаветны,/ да вси тебе вопием:/ преподобне отче наш Варлааме,/ моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Варлаама Хутынскогоглас 3Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Ин тропарь преподобного Варлаама Хутынскогоглас 8Богодуховныя благодати исполнився/ и разжегся любовию Животворящия Троицы,/ млад явися Богу угождаяй,/ ревнуя святым отцем преподобным,/ великия труды возлюбив,/ и понесл еси, и демонския посрамив, множкества низложил еси,/ и преставися в вечный покой,/ и ныне подаеши просящим неоскудное исцеление,/ исцеляя многоразличныя недуги,/ молимтися, святый преподобне отче Варлааме,/ непрестанно молися ко Господу о душах наших. Кондак преподобного Варлаама Хутынскогоглас 8Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш. Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанскогоглас 4От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися. Ин тропарь святителя Германа, архиепископа Казанскогоглас 4Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна, и строителя тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся благовернни людие Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанский новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престаи присещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо. Показать ещё молитвы Кондак святителя Германа, архиепископа Казанскогоглас 4Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение. Ин кондак святителя Германа, архиепископа Казанскогоглас 4Бодрствуя в молитвах,/ послушания добрый рачитель быв,/ в терпении стяжал еси душу твою,/ делы смиренномудрия и кротости изрядствуя,/ престол святотельства благоверием и благочестием украсил еси,/ отче священноначальниче Германе,/ моли Христа Бога о всем стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем светлое украшение. Тропарь святителя Павлаглас 3Божественныя веры исповеданием/ другаго Павла тя Церковь, ревнителя во священницех, показа,/ свозопиет ти и Авель ко Господу,/ и 3ахариина кровь праведная./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// дароватися нам велией милости. Кондак святителя Павлаглас 2Облиставый на земли, яко звезда небосветлая,/ Кафолическую просвещаеши Церковь ныне,/ о нейже и страдальчествовал еси,/ душу твою, Павле, предложив,/ и, якоже 3ахариина и Авелева,// ясно вопиет твоя кровь ко Господу. Службы 6 ноября: Святителя Павла, архиепископа Константинопольского. Преподобного Варлаама, игумена Хутынского 18 мая: Мученика Феодота Анкирского. Мучеников Петра, Дионисия и других с ними. Святых семи дев Сайты приходов: Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Вологодская епархия:Храм прп. Варлаама Хутынского г. Вологда Вятская епархия:Храм Троицы Живоначальной с. Быстрица Казанская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.03353 c.