Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

15.04.2019 | В Екатеринбурге пройдет I Всероссийский хоровой фестиваль регентских отделений духовных учебных заведений

29.03.2019 | Трезвение Беседы для родственников

01.03.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 2 (195) Февраль 2019 г.

26.02.2019 | Обет трезвости 17 02 2019

29.01.2019 | Обучающий семинар. «Подготовка социальных работников по организации трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе» I ступень (26-28 февраля 2019 г.)

29.01.2019 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов

«Слово главного редактора»
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ


-Прошедший XX век в России продолжил и до¬вел до логического конца процесс смены са¬кральной и сакрализованной культуры куль¬турой секулярной и секуляризирующейся. В итоге в отечественном образовании, в педагогической науке, как и в общественной жизни страны, на долгие годы восторжествовал государственный атеизм. Однако это не привело к ожидаемому благоденствию общества и человека, к расцвету педагогического знания. Более того, из советской педагогики исчез человек, вытеснен¬ный рационализированными, идеологическими схема¬ми.
Читать дальше »


«Слово пастыря»
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


-Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — «Единственная светлая точка в буду¬щем человечества — это пробуждение веры у современной русской интел¬лигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа—римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом пра¬вославном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощу¬тил эту его исключительную силу.
Читать дальше »


«Педагогика православия в поиске»
Педагогические аспекты учения Церкви о страстях


-В условиях демократических реформ в России оказались разрушенными многие социальные связи, нормы, правила поведения и деятельности, что привело к распространению различных зависимостей среди несовершеннолетних, таких как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, агрессия и др. Эти и подобные им пороки соотносимы с учением Православной Церкви о страстях. Методы воспитания, профилактики, реабилитации, построенные на понима¬нии страстей как телесных недугов, на подавлении личностного начала, приоритете коллектив¬ных интересов, в новой ситуации оказались малоэффективными.
Читать дальше »


«Педагогика православия в поиске»
Антон Семенович Макаренко православный педагог?


-На рубеже 80-90-х годов XX века устами доктора педагогических наук Ю.П. Азарова Макаренко был объявлен тираном, страшнее Сталина1. После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений России фактически не знают педагогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича. Зато в ФРГ и Японии студент педагогического учебного заведения не сможет успешно завершить обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко. В России 13 марта нынешнего года лишь небольшие группы поклонников Макаренко отметили его 120-летний юбилей.
Читать дальше »


«Православная педагогика и гуманитарное знание»
Традиция или идеология: основная проблема современного образования


-Мировоззрение строится либо на тради¬ции, либо на идеологии. Традиция скла¬дывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция — это всегда обновляющаяся жизнь, пере¬даваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осу¬ществлять свою особую миссию в этом мире. Вне тра¬диции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, ор¬ганизуемую извне массу.
Читать дальше »


«Православная педагогика и человек»
Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке.


-Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рационального знания о нем, - прежде всего, - в науке. Но вначале - несколько слов о духовной ситуации в мире вообще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - глобализация и постмодернизм. Технология глобализации и идеология постмодернизма — эти, можно сказать, две головные боли современного мира — в настоящее время очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит?
Читать дальше »


«Православная педагогика и человек»
Цена семьи: опыт в Германии


-К проблеме возрождения ценности семьи, семейного воспитания наш журнал обращается постоянно. Это связано с тревожащей всех демографической ситуацией сложив¬шейся в современной России, распространением социальных пороков в среде несовершенно¬летних, предупреждение которых недостижимо без воссоздания института семьи, всех функ¬ций семьи в социокультурных реалиях сегодняшнего дня. Статья епископа Штутгартского Агапита (Горачека) построена на материалах доклада прочитанного на V международной научно-практической конференции «Семья и будущее России», прошедшей в феврале 2008.
Читать дальше »


«Духовное наследие России»
Основы христианской культуры


-Культура есть явление внутреннее и органи¬ческое: она захватывает самую глубину чело¬веческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она от¬личается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты ду¬шевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внеш¬ней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отстало¬сти и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка.
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно


-Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической полезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Духовные смыслы публичного слова


-Научно-педагогическая общественность России столкнулась с немыслимым еще в недавнем прошлом феноменом сексуального насилия и убийства детей. Мы согласны с автором предыдущей статьи Б.А. Алмазовым, что проблема стала остро актуальной и требует разрешения. Периодическая печать полна все новых сообщений о педофилах, о поразительно мягких для характера преступлений наказаниях, о неизлечимости данной патологии. Молчать о таких фактах нельзя. Однако настораживает сам характер публикаций, заданный уровень обсуждения и его видимая безрезультатность.
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Какую личность формирует программа «Школа 2100»?


-Поиск путей реформирования образования, формирования духовно-нравственной личности учащихся осуществляется в соответствии с законом посредством разработки и апробации экспериментальных образовательных программ, в которых обеспечивается системность использования содержания, форм, средств и методов воспитания. Одной из широко разрекламированных экспериментальных образовательных программ последнего времени стала программа «Школа 2100». Опыт ее реализации вызвал среди педагогической и родительской общественности самые полярные оценки.
Читать дальше »


«Духовная культура в школе»
Понятие воспитания в православной педагогической традиции


-В последние годы понятие «воспитание» уходит на периферию теории и практики педагогики и образования, актуализируется понятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва¬ря 2005 г.). «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образователь¬ных цензов)»
Читать дальше »


«Для семейного чтения»
Воспитание Царских дочерей


-В настоящее время часто приходится слышать жалобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни терпения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы можем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, - сокрушаются матери, - не целомудренны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих;».

Читать дальше »


«Критика и библиография»
«Убеждаясь и мыслью, и сердцем» ( из книги «Пристрастие»)


-От редакции:Академик Б. В. Раушенбах — наш современник, который в полной мере испытал на себе влияние «государственного атеизма» и сумел остаться духовно свободным. В своей книге «Пристрастие» он делится размышлениями о роли религии в жизни общества и человека, о судь¬бах Православия в современной России, оставаясь при этом последовательно научным в своей аргументации. Редакция публикует фрагмент из этой книги, в котором религиозность относит¬ся автором к фундаментальным свойствам человеческого бытия.
Читать дальше »


«Критика и библиография»
Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).


Старый ЕкатеринбургНе менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из¬данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна. Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля Градо-Екатеринбургской Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.
Читать дальше »


[1-14] 

Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш. Ин кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Макарие,/ с нимиже Христу Богу моляся не престай/ о всех нас. Показать ещё молитвы
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04382 c.