Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов

«Слово главного редактора»
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ


-Прошедший XX век в России продолжил и до¬вел до логического конца процесс смены са¬кральной и сакрализованной культуры куль¬турой секулярной и секуляризирующейся. В итоге в отечественном образовании, в педагогической науке, как и в общественной жизни страны, на долгие годы восторжествовал государственный атеизм. Однако это не привело к ожидаемому благоденствию общества и человека, к расцвету педагогического знания. Более того, из советской педагогики исчез человек, вытеснен¬ный рационализированными, идеологическими схема¬ми.
Читать дальше »


«Слово пастыря»
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


-Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — «Единственная светлая точка в буду¬щем человечества — это пробуждение веры у современной русской интел¬лигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа—римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом пра¬вославном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощу¬тил эту его исключительную силу.
Читать дальше »


«Педагогика православия в поиске»
Педагогические аспекты учения Церкви о страстях


-В условиях демократических реформ в России оказались разрушенными многие социальные связи, нормы, правила поведения и деятельности, что привело к распространению различных зависимостей среди несовершеннолетних, таких как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, агрессия и др. Эти и подобные им пороки соотносимы с учением Православной Церкви о страстях. Методы воспитания, профилактики, реабилитации, построенные на понима¬нии страстей как телесных недугов, на подавлении личностного начала, приоритете коллектив¬ных интересов, в новой ситуации оказались малоэффективными.
Читать дальше »


«Педагогика православия в поиске»
Антон Семенович Макаренко православный педагог?


-На рубеже 80-90-х годов XX века устами доктора педагогических наук Ю.П. Азарова Макаренко был объявлен тираном, страшнее Сталина1. После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений России фактически не знают педагогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича. Зато в ФРГ и Японии студент педагогического учебного заведения не сможет успешно завершить обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко. В России 13 марта нынешнего года лишь небольшие группы поклонников Макаренко отметили его 120-летний юбилей.
Читать дальше »


«Православная педагогика и гуманитарное знание»
Традиция или идеология: основная проблема современного образования


-Мировоззрение строится либо на тради¬ции, либо на идеологии. Традиция скла¬дывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция — это всегда обновляющаяся жизнь, пере¬даваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осу¬ществлять свою особую миссию в этом мире. Вне тра¬диции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, ор¬ганизуемую извне массу.
Читать дальше »


«Православная педагогика и человек»
Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке.


-Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рационального знания о нем, - прежде всего, - в науке. Но вначале - несколько слов о духовной ситуации в мире вообще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - глобализация и постмодернизм. Технология глобализации и идеология постмодернизма — эти, можно сказать, две головные боли современного мира — в настоящее время очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит?
Читать дальше »


«Православная педагогика и человек»
Цена семьи: опыт в Германии


-К проблеме возрождения ценности семьи, семейного воспитания наш журнал обращается постоянно. Это связано с тревожащей всех демографической ситуацией сложив¬шейся в современной России, распространением социальных пороков в среде несовершенно¬летних, предупреждение которых недостижимо без воссоздания института семьи, всех функ¬ций семьи в социокультурных реалиях сегодняшнего дня. Статья епископа Штутгартского Агапита (Горачека) построена на материалах доклада прочитанного на V международной научно-практической конференции «Семья и будущее России», прошедшей в феврале 2008.
Читать дальше »


«Духовное наследие России»
Основы христианской культуры


-Культура есть явление внутреннее и органи¬ческое: она захватывает самую глубину чело¬веческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она от¬личается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты ду¬шевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внеш¬ней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отстало¬сти и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка.
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно


-Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической полезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Духовные смыслы публичного слова


-Научно-педагогическая общественность России столкнулась с немыслимым еще в недавнем прошлом феноменом сексуального насилия и убийства детей. Мы согласны с автором предыдущей статьи Б.А. Алмазовым, что проблема стала остро актуальной и требует разрешения. Периодическая печать полна все новых сообщений о педофилах, о поразительно мягких для характера преступлений наказаниях, о неизлечимости данной патологии. Молчать о таких фактах нельзя. Однако настораживает сам характер публикаций, заданный уровень обсуждения и его видимая безрезультатность.
Читать дальше »


«Общественная дискуссия»
Какую личность формирует программа «Школа 2100»?


-Поиск путей реформирования образования, формирования духовно-нравственной личности учащихся осуществляется в соответствии с законом посредством разработки и апробации экспериментальных образовательных программ, в которых обеспечивается системность использования содержания, форм, средств и методов воспитания. Одной из широко разрекламированных экспериментальных образовательных программ последнего времени стала программа «Школа 2100». Опыт ее реализации вызвал среди педагогической и родительской общественности самые полярные оценки.
Читать дальше »


«Духовная культура в школе»
Понятие воспитания в православной педагогической традиции


-В последние годы понятие «воспитание» уходит на периферию теории и практики педагогики и образования, актуализируется понятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва¬ря 2005 г.). «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образователь¬ных цензов)»
Читать дальше »


«Для семейного чтения»
Воспитание Царских дочерей


-В настоящее время часто приходится слышать жалобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни терпения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы можем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, - сокрушаются матери, - не целомудренны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих;».

Читать дальше »


«Критика и библиография»
«Убеждаясь и мыслью, и сердцем» ( из книги «Пристрастие»)


-От редакции:Академик Б. В. Раушенбах — наш современник, который в полной мере испытал на себе влияние «государственного атеизма» и сумел остаться духовно свободным. В своей книге «Пристрастие» он делится размышлениями о роли религии в жизни общества и человека, о судь¬бах Православия в современной России, оставаясь при этом последовательно научным в своей аргументации. Редакция публикует фрагмент из этой книги, в котором религиозность относит¬ся автором к фундаментальным свойствам человеческого бытия.
Читать дальше »


«Критика и библиография»
Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).


Старый ЕкатеринбургНе менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из¬данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна. Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля Градо-Екатеринбургской Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.
Читать дальше »


[1-14] 

Старый стиль 15Июнь воскресенье Новый стиль) 28Июнь Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3. Петров пост. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Амоса (VIII до Р.Х.). Совершается служба с полиелеемСвт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V). Собор преподобных отцев Псково-Печерских. Сщмч. Амоса пресвитера (1919). Евангельские Чтениятр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - Рим., 93 зач., VI, 18-23. Мф., 25 зач., VIII, 5-13. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16 . * Чтения свт. Ионы читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13). Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим. Молитвы Кондак пророка Амосаглас 4Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему. Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Ин тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 8Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкви Вологодстей богодарованное украшение,/ преподобнии отцы наши Григорие и Кассиане,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии. Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим. Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный. Тропарь преподобного Иеронима Стридонскогоглас 3Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость. Кондак преподобного Иеронима Стридонскогоглас 8В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песнь
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12266 c.